№5 (12) 2016

Дорогие друзья!

Для миллионов россиян главный праздник в году– День Победы. Именно поэтому майский номер журнала - как и самый первый номер «Живой истории», вышедший в свет ровно год назад, в мае 2015-ого – рассказывает о людях и событиях Великой Отечественной. Вы найдете здесь материал об освобождении Севастополя в мае 1944-ого, увидите необычные письма знаменитого снайпера Людмилы Павличенко, узнаете о том, как жил после своего подвига известный всему миру «настоящий человек» Алексей Маресьев.

Неслучайно мы называем историю «живой»: события давно минувших дней то и дело напоминают о себе, вызывая серьезные споры. Как известно, недавно польские власти объявили беспрецедентную войну памятникам советским воинам. При этом забывается, что только при освобождении Польши от нацистов погибли 600.000 наших солдат и офицеров, что тысячи польских детей были эвакуированы в советский тыл, причем наше правительство позаботилось даже о сохранении культурной и национальной идентичности маленьких поляков – обучение велось на польском языке!

Между тем, Россия демонстрирует примеры другого подхода к исторической памяти: съездите в смоленский мемориал «Катынь», являющийся филиалом нашего Музея, и посмотрите, как бережно хранится память о жертвах политического произвола сталинской эпохи – и о польских офицерах, и о советских гражданах.

Да, во взаимоотношениях России и Польши было немало тяжелого и горького. Польская сторона не любит, когда ей напоминают о трагедии пленных красноармейцев в 1919-1921 годах. Но говорить об этом необходимо – объективно, взвешенно, с опорой на документы. В нашем номере – материал профессора Геннадия Матвеева, посвященный этим событиям, и статья «Катынская боль».

В нынешнем мае Пасха – Светлое Христово Воскресение - совпала с Праздником труда и весны. Сегодня эти очень разные праздники мирно уживаются. А вот обо всех перипетиях одновременного празднования Пасхи с Первомаем в советские времена вы узнаете из статьи в майском номере.

В заключение хочу напомнить: нашему журналу исполняется год! За это время мы рассказали вам о тайнах Кронштадтского восстания и «космической гонке» между СССР и США, об эволюции большевистской идеологии и борьбе с неграмотностью, о спасении бельгийского принца-полярника советскими летчиками, о коломенской пастиле, о телевидении 1960-ых годов и о многом-многом другом…

И если читать вам было интересно, если вы узнавали что-то новое, если история России стала вам ближе и понятней – значит, мы справились со своей задачей.

Приятного чтения!

«Скажи что-нибудь солдат, не молчи!»

Невероятная посмертная слава Михаила Булгакова началась, как известно, с публикации «Мастера и Маргариты» в журнале «Москва» в 1966-67 гг. А в 1970-м советский кинофильм «Бег» открыл парад экранизаций. В СССР он был продолжен картинами по булгаковским пьесам – «Иван Васильевич меняет профессию» (1973 г.) Леонида Гайдая и «Дни Турбиных» (1976 г.) Владимира Басова. Тем временем зарубежный кинематограф налегал в основном на «закатный роман» великого автора: «Мастера и Маргариту» осваивали и поляк Анджей Вайда, и итальянцы с югославами, и даже англичане. На родине также были предприняты неоднократные попытки обессмертить великое произведение в кино – однако славы никто не снискал. А вот продолживший череду экранных прочтений Булгакова фильм Владимира Бортко «Собачье сердце» (1998 г.) заслуженно полюбился зрителям. Но первым и, возможно, самым драматичным и ярким был все-таки «Бег» Александра Алова и Владимира Наумова.