02 июля 2017 «Экология» – предостережение художника

Автор: Вера Панфилова, Заведующий отдела изобразительного искусства Музея современной истории России, заслуженный работник культуры РФ


Офорты Евгения Мациевского в собрании Музея современной истории России

...все жизни, свершив печальный круг, угасли...
Холодно, холодно, холодно. Пусто, пусто, пусто.
Страшно, страшно, страшно.
   Из монолога Нины Заречной
   пьеса А. П. Чехова «Чайка»

Коллекция графики Музея современной истории России насчитывает более шести тысяч работ, различных по жанрам, направлениям, технике исполнения, демонстрирующих при этом широкий спектр взглядов на события последних бурных десятилетий ушедшего века. Для этого времени характерно обращение к ранее табуированным темам. Многие художники обратились в своем творчестве к проблеме разрыва гармонического сочетания человеческой сущности и природы.

В экологической серии одного из ведущих графиков современности Евгения Олеговича Мациевского («Собака», «Рыба», «Завод») отражено его отношение к одной из главных проблем современности – состоянию окружающей среды. Эмоциональное воздействие композиций поддерживается сюрреалистическими построениями. Раскрывая противоречие между «рукотворной» деятельностью человека и Природой, художник в данной серии почти не прибегает к характерной для него аллегории и философской метафоре. Использованные консервные банки, пакеты из-под молока, выброшенная проржавевшая мебель, заводские трубы –  все меньше места для живой природы. Деятельность человека, сколь величественная, столь же и разрушительная, предстает в его работах со всей очевидностью.

Мациевский Евгений Олегович – заслуженный художник России, лауреат Государственной премии министерства культуры – награжден золотой медалью Российской академии художеств. Его работы находятся в ГТГ, ГМИИ им. А. С. Пушкина, ГЦМСИР, музее Московского Кремля, художественных музеях и галереях российских и зарубежных городов.