20 мартa 2018 «Одно сплошное телевидение…» Советский «голубой экран» в 1960-х гг.

Автор: Светлана Волошина, кандидат филологических наук


«Телевидение перевернет жизнь всего человечества. Ничего не будет: ни кино, ни театра, ни книг, ни газет – одно сплошное телевидение».

К/ф «Москва слезам не верит»

Пускай слова одного из героев культового советского фильма «Москва слезам не верит» сбылись не в полной мере, все-таки сегодня телевидение действительно является неотъемлемой частью нашей жизни… Когда же оно завоевало любовь миллионов людей? Скорее всего, в 1960-х гг. Именно тогда к голубым (и это не фигура речи) экранам приникла вся страна. В транспорте, на работе, дома, по телефону все обсуждали пани Монику в «Кабачке “13 стульев”», сюжет в «Клубе кинопутешествий», премьеру фильма в «Кинопанораме», советы в тележурнале «Здоровье», новинки «Музыкального киоска» и, конечно, новые шутки в «КВН».

Понятно, что главным делом телевидения были все-таки информация и пропаганда. Идеологически правильное освещение событий за рубежом, показ достоинств советского образа жизни и т.д. И все же оно, телевидение 60–70-х, запомнилось целым поколениям как нечто светлое, доброе и очень дружеское. Сейчас этого «эффекта» пытаются добиться многие каналы, о результате можете судить сами…

1960-е годы… Техническая телевизионная революция, налаживание производства, появление цветного телевидения и, конечно, при достаточных усилиях финансовая доступность приемников делают ТВ одним из главных социальных феноменов эпохи. Соответственно, и власть, хорошо понимая роль и значение нового главного средства массовой информации, ставит перед ним серьезные задачи.

16 мая 1957 г. радио и ТВ перестали подчиняться Министерству культуры и получили особый статус. Постановлением Совета Министров СССР был образован Госкомитет по телевидению и радиовещанию. Примерно в это же время был создан новый сектор отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС – по радио и ТВ. Надо отметить, что в 1957 г. в СССР было уже более миллиона приемников, телевидение становилось массовым явлением. Если ранее телевизор был культурно-технической «диковинкой», то примерно с 1960-х гг. телевидение, наравне с печатью и радио, стало рупором агитационно-пропагандистской работы партии. «…Не там, где тысячи, а там, где миллионы, там только начинается серьезная политика», – цитата В. И. Ленина здесь вполне справедлива.

Открытая продажа телевизоров и радиоприемников в магазине № 105 Ленкультторга. Ленинград, 1958 г.

Создание массового источника информации стало возможным лишь благодаря резкому скачку в развитии ТВ-технологий. Советский Союз был одним из первых государств, использовавших спутники связи для телевизионного вещания.

В 1965 г. был запущен искусственный спутник Земли (ИСЗ) «Молния-1» и проведен удачный эксперимент по передаче сигнала из Москвы на Дальний Восток, а к 1967-му начали работу первые 20 наземных станций спутниковой системы связи «Орбита». Система охватывала все 11 часовых поясов страны – от Калининграда до Камчатки – и 80% населения: теперь оно стало активно покупать телевизоры. Если в 1955 г. в СССР насчитывалось 435 тысяч телеприемников, в 1960-м – 4 миллиона 786 тысяч, то в 1965-м – уже 15 миллионов 693 тысячи, в 1976-м – 57,2 миллиона, в том числе около 1,7 миллиона цветных. Самыми массовыми моделями были «Старт», «Рекорд», «Рубин» (в 1967 г. он стал первым в СССР серийным цветным телевизором) и «Темп».

В 1967 г. произошли два важных события в истории советского телевидения: был сдан в эксплуатацию новый Останкинский телевизионный центр (к празднику 50-й годовщины Октября) и началось регулярное цветное ТВ-вещание.

Останкинская телебашня высотой 540 м (тогда – самая высокая в мире и до сих пор – в Европе) обеспечивала прием передач в радиусе 130 км. Телецентр был оснащен передовым оборудованием для студий и съемок телефильмов, вмещал концертную студию со сценой и залом на 800 зрителей, спроектированную специально для ТВ-съемки.

К середине 60-х в мире было более 30 различных систем цветного ТВ, среди которых лидировали три фаворита: американская система NTSC, SECAM, а также РАL – модификация NTSC, разработанная немецкой фирмой «Телефункен». PAL была связана с США не только технически: она сохраняла действие американских патентов, за что получила прозвище «система НАТО».

СССР (а значит, и весь социалистический лагерь) выбрал SЕСАМ, и причины выбора определялись двумя соображениями. Во-первых, политическими. Система была разработана во Франции, которая в 1966 г. вышла из НАТО, и продвижением ее занимался лично президент Шарль де Голль. Чуть раньше, в марте 1965 г., между СССР и Францией было заключено соглашение о сотрудничестве в области цветного телевидения, так что за выбранную систему не надо было платить патентные отчисления. Во-вторых, технологическими. Специалисты решили, что именно эта система сможет лучше «адаптироваться» к отечественным техническим реалиям того времени. Более того, они видели в ней хороший функционал для будущего развития. Надо отметить, что в заключительном конкурсе в 1966 г. участвовала и отечественная система НИИР (по названию НИИ радио Министерства связи, в котором она была создана).

Семья бурового мастера Королева у телевизора. Лениногорск, 1961 г.

Что касается содержания программ советского телевидения, то здесь все проходило, как и в других СМИ, – в русле указаний партии и правительства. История общественно-политических и новостных телепрограмм 1960–1970-х во многом соответствует истории пропагандистских кампаний. Так, в начале 1960-х международная обстановка резко обострилась, и главной темой стал XXII съезд КПСС. 17 октября 1961 г. транслировалось его торжественное открытие, и в течение двух недель зрители узнавали сенсационные новости: тело Сталина вынесут из Мавзолея, «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме», «общественные богатства польются полным потоком». Для подтверждения последнего ТВ предоставляло жителям «картинки» технического прогресса, прежде всего в космической области.

Вообще, космическая тема была одной из основных в 1960-х гг. Еще 19 августа 1960 г. провели первую передачу изображения из ближнего космоса о полете собак Белки и Стрелки. А вот трансляция о встрече Гагарина 14 апреля 1961 г. после первого в мире полета человека в космос стала важнейшим событием не только для советских зрителей, но и для всего мира: сигнал из Москвы по кабелю поступал в Ленинград, оттуда – в Финляндию и далее, в другие страны.

После этого все достижения советской программы освоения космоса подробно показывали зрителю: в 1962 г. – репортаж с борта космического корабля «Восток-3», 2 апреля 1963 г. – кадры Луны, в январе 1969 г. – запуск кораблей «Союз-4» и «Союз-5» с космодрома Байконур, и другие репортажи и научно-популярные передачи (например, «Человек. Земля. Вселенная»).

Вторая половина 1960-х гг. на телевидении была чередой праздников и юбилеев. Страна готовилась «к двум крупнейшим историческим датам» – 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции и столетию со дня рождения В. И. Ленина. Количество передач и фильмов о революции и Ленине было ошеломляющим.

И. Кириллов и А. Шатилова, дикторы Центрального телевидения, ведут вечер в Центральном Доме актера. Москва, 1970-е гг.

Готовились и к празднованию 20-летия Победы: появились передачи нового формата – минута молчания, первый телесериал «Вызываем огонь на себя», по сути, ставший авангардом в теории и практике отечественного ТВ.

После чехословацких событий 1968 г., в которых некоторые СМИ ЧССР выступили с антисоветскими призывами, было решено усилить контроль – вышли постановление «О повышении ответственности руководителей органов печати, радио, телевидения… за идейно-политический уровень публикуемых материалов и репертуара».

В то же время 1960-е гг. – время появления многих «долгоиграющих» передач, вызывающих ностальгию у многих современных зрителей. В 1960 г. впервые вышел тележурнал «Здоровье» и «Телевизионный клуб кинопутешествий» (с 1973 г. программу переименовали в «Клуб кинопутешественников»). С ноября 1961 г. шла молодежная игра «КВН», построенная на импровизации (в отличие от ее современного аналога, полностью действующего по заранее написанному сценарию), а также схожие по формату передачи: «А ну-ка, девушки!», «Алло, мы ищем таланты!». С 1962 г. появились «Музыкальный киоск», обозрение «Кинопанорама». В тот же год по субботам стала выходить передача «Голубой огонек» (до этого несколько раз переименованная), позже ее специальные выпуски стали выходить и в официальные праздники, а с 1964 г. она стала основной новогодней передачей жителей СССР. С 1968 г. появилась «В мире животных». 

Еще одна развлекательная передача – «Добрый вечер», она же «Кабачок “13 стульев”» – выходила с начала 1966 г. Это была любимая юмористическая передача зрителей: действие происходит в польском кафе, паны и пани – актеры московского Театра сатиры – наряжены по моде и под фонограмму поют песни зарубежной эстрады (только социалистических государств). Ходили слухи, что в суровое «лапинское» время 1970-х гг. эту передачу не закрывали исключительно из-за особой любви к ней Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева.

С середины 1960-х гг. увеличилось количество спортивных трансляций и передач о спорте.

Джордже Марьянович на съемках «Голубого огонька». 1973 г. Фотохроника ТАСС

Серьезные изменения появились и в новостной сфере. До начала 1960-х гг. телевизионная служба новостей из-за слабости своей технической базы использовала материалы «Последних известий» радио, лишь сокращая при чтении их объем. С 1960 г. «Последние известия» стали самостоятельными «Телевизионными новостями», первый выпуск передавался в 19 часов, а время второго и третьего не было закреплено – они шли в перерывах между вечерними передачами и по окончании программы, ближе к полуночи. Строго определенное время – 21:00 – лишь с 1968 г. заняла новостная программа «Время», организовывая вечерний досуг зрителей.

Уже к концу 1960-х гг. Центральное телевидение СССР было многопрограммным. Первая общесоюзная программа (объем вещания – 11 часов в сутки) охватила большую часть страны (от 70 до 80% населения). С октября 1967 г. Первая программа стала регулярно показывать передачи цветного телевидения – по 5–6 часов в неделю.

Вторая программа ЦТ («Московская»), с объемом вещания 6 часов в сутки, предназначалась в основном для зрителей Москвы и области.

С марта 1965 г. начала вещание Третья учебно-образовательная программа – ее передачи были адресованы школам, вузам, для врачей, учителей и других специалистов. Зона ее распространения была небольшой.

Молодежная телевизионная передача «А ну-ка, девушки!» Москва, 1973 г.

Целевая аудитория четвертой программы ЦТ СССР была официально названа «людьми с повышенными культурными запросами». Она появилась 4 ноября 1967 г., но уже в начале 1970-х ушла из эфира.

С 1970-х гг. меняются и структура, и руководство, и стиль управления телевидением. 12 июля 1970 г. указом Президиума Верховного Совета Государственный комитет по телевидению и радиовещанию вышел из ведомства Совета Министров СССР и стал полноправной частью системы государственного управления. Была поставлена и новая задача – «повышение идейного уровня программ». Решать ее было поручено новому председателю Гостелерадио СССР С. Г. Лапину (он пробыл на этом посту до 1985 г.). Опытный дипломат, журналист и политик, давний товарищ Л. И. Брежнева, знаток литературы и искусства, он проводил жесткую внутреннюю политику. Развлекательные передачи проходили цензуру, некоторые были запрещены. В 1971 г. из эфира исчез «КВН» (вновь появился в 1986 г.).

При этом в 1970-е гг. в сетке вещания появилось больше развлекательных передач («Песня года»), театральных постановок, фильмов и, конечно же, спортивных трансляций.

«Советский человек после трудового дня имеет право отдохнуть у телевизора», – справедливо определил Л. И. Брежнев одно из основных предназначений телевидения.