12 февраля 2018 Здравствуй, Антарктида!

Автор: Наталья Карлюченко, научный сотрудник Музея современной истории России


Одно из первых моих воспоминаний детства — канун 1956 г. Мы с моим младшим братом Санькой в нашей квартире на Малой Бронной в Москве, оседлав старинный дедушкин сундук и превратив его в корабль, плывем в неведомую страну с красивым названием — Ан-тарк-ти-да! Мы знаем еще два слова — «Обь» и «Лена». Нет, конечно, мы не догадываемся, что это имена двух великих сибирских рек, но очень удивимся, если кто-то не знает, что это названия двух больших океанских кораблей, на одном из которых в это время плывет в эту сказочную Антарктиду наш папа — Федор Александрович Губин. Именно с этих трех слов — «Антарктида», «Обь» и «Лена» — началось для меня, как и для многих и многих наших сограждан, знакомство с Южным полюсом Земли. Тогда, в 1955 г., Советский Союз отправил к далеким берегам свою первую антарктическую экспедицию.

Немного истории

К середине XVIII в. в общем облике земной поверхности были четко выявлены контуры пяти материков. Неизведанными оставались лишь высокие широты обоих полушарий Земли — приполюсные области севера и юга. Первым к южному континенту направился знаменитый английский мореплаватель Джеймс Кук летом 1772 г. Но его кораблям «Резолюшн» и «Эдвенчур» около полярного круга преградили путь мощные морские льды. В своем донесении английскому адмиралтейству 30 января 1774 г. Кук отметил, что «достиг пределов, где человеческие возможности оказываются исчерпанными». Его южная точка похода имела координаты: 71 градус 10 минут южной широты и 106 градусов 54 минуты западной долготы. Он был уверен, что положил конец поискам южного материка: «Если кто обнаружит решимость и упорство, чтобы разрешить этот вопрос, и проникнет далее меня на юг, я не буду завидовать славе его открытий. Но должен сказать, что миру его открытия не принесут никакой пользы».

Опровергнуть эти представления через 45 лет взялись отважные русские моряки.

Благодаря усилиям лучших отечественных мореплавателей того времени — В. М. Головина, Г. А. Сарычева, И. Ф. Крузенштерна, настаивавших на необходимости дальнейшего изучения южнополярных морей, военно-морским ведомством была организована Южная антарктическая экспедиция.

Для нее выделили два небольших парусных шлюпа: «Восток» и «Мирный». Их специально переоборудовали для плавания во льдах. Начальником экспедиции и командиром шлюпа «Восток» был назначен капитан 2-го ранга Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен — опытный мореплаватель, талантливый штурман и географ, участник первого русского кругосветного плавания под начальством И. Ф. Крузенштерна в 1803–1806 гг. Командиром шлюпа «Мирный» стал лейтенант Михаил Петрович Лазарев — впоследствии знаменитый адмирал. Экспедиция отправилась из Кронштадта 4 июля 1819 г. Это был героический поход. Суда шли еще не изведанными путями. 16(28) января 1820 г. корабли достигли берегов Антарктиды. Высадиться на них оказалось невозможным: сплошные льды преграждали путь. Однако на близость земли указывали все признаки (характер ледяных полей, множество птиц и др.). Экспедиция продолжалась более двух лет, и 24 июля 1821 г. ее участники вернулась в Кронштадт. Кораблями было пройдено свыше 92 тысяч километров. Русские моряки обошли вокруг всего антарктического материка и шесть раз пересекали Южный полярный круг. Впервые было доказано существование шестого материка, кроме того, открыты 29 островов.

Антарктида — земля для всех!

До середины ХХ в. Антарктида все еще оставалась «терра инкогнито». Но мир уже понимал значимость изучения и освоения этого континента. Первая попытка объединить усилия ученых многих стран для реализации столь масштабного проекта была предпринята в 1882 г., когда по предложению австрийского ученого Карла Вайпрехта было решено провести I Международный полярный год. А через 50 лет, в 1932–1933 гг., был объявлен II Международный полярный год. В нем активное участие приняла наша страна. В 1950 г. американский специалист по ракетным исследованиям высокой атмосферы Джеймс Ван-Аллен выдвинул предложение о начале подготовки III Международного полярного года. Программа этого проекта предполагала проведение исследований полярных сияний, космического излучения, геомагнетизма, гляциологии, гравиметрии, физики ионосферы, метеорологии и сейсмологии в Арктике и Антарктике. Впоследствии он был расширен исследованиями по картографии, геологии, океанографии и биологии. В результате проект получил новое название — Международный геофизический год (МГГ), и было решено провести его с 1 июля 1957 г. по 31 декабря 1958 г. Особое внимание уделялось Антарктике — наименее исследованной области планеты. Четвертого октября 1954 г. в Риме состоялось заседание нового международного объединения —Антарктической группы Международного совета научных союзов. Глава советской делегации В. В. Белоусов сообщил, что, кроме организации одной из береговых станций в Антарктиде, СССР готов построить научную станцию на Южном географическом полюсе. Но в связи с тем, что делегация СССР опоздала на совещание на один день, его руководство решило передать права на открытие станции на Южном полюсе США. В ответ В. В. Белоусов заявил, что СССР в этом случае готов открыть свои исследовательские станции на южном геомагнитном полюсе и полюсе относительной недоступности.

Активность советской стороны была также вызвана настойчивым желанием войти в регион главного военного и идеологического противника СССР — США. Тринадцатого июля 1955 г. Совет министров СССР издал постановление об организации Комплексной антарктической экспедиции (КАЭ). В том же 1955 г. Академия наук СССР вступила в Международный совет научных союзов и, таким образом, стала легальным участником в программе МГГ. Академия наук СССР отныне отвечала за формирование и выполнение научной программы, а Главное управление Северного морского пути (Главсевморпуть) Минморфлота СССР — за техническое обеспечение экспедиции.

Вперед к шестому материку!

Всего на работу первой советской КАЭ выделялся срок с ноября 1955 г. по апрель 1959 г. Он включал подготовительные работы, четыре рейса судов в Антарктиду, создание на ее берегу и внутри материка обсерваторий и баз для научных исследований по программе МГГ. Район, выделенный советской экспедиции, охватывал значительный участок побережья Антарктиды между 80 и 105 градусами восточной долготы и большую территорию, простирающуюся вглубь по направлению к Южному полюсу.

Экспедиция состояла из двух частей — морской и материковой. Руководство всей комплексной экспедицией было возложено на известного советского ученого-океанолога, полярного исследователя, доктора географических наук, Героя Советского Союза Михаила Михайловича Сомова. Он был известен как опытный руководитель, способный подобрать и сплотить коллектив, как человек твердый в принятии решений и внимательный к людям. В составе экспедиции были такие крупные советские ученые, как доктора географических наук — основоположник советской гляциологии Г. А. Авсюк, географ и геоморфолог К. К. Марков; доктор технических наук, гляциолог П. А. Шумский; доктора биологических наук — выдающийся российский гидробиолог, зоолог и океанограф П.В. Ушаков, выдающийся российский ихтиолог, морской биолог и зоогеограф А. П. Андрияшев, ихтиолог К. А. Бродский, доктор геолого-минералогических наук М. В. Кленова и др. Но основной костяк экспедиции — совсем молодые люди, чей путь в науке только начинался, а также летчики, строители, водители, врачи. Всего в составе первой КАЭ вместе с экипажами кораблей было 425 человек.

Авиационным отрядом первой советской экспедиции руководил легендарный полярный летчик Герой Советского Союза Иван Иванович Черевичный, многие годы работавший с Сомовым в Арктике.

Флагманский корабль экспедиции «Обь» вел Иван Александрович Ман — один из старейших и опытнейших капитанов советского флота. Когда впоследствии его спрашивали, что заставило его пойти капитаном «Оби», он отвечал: «Знаете, я побывал на всех материках, кроме Антарктиды. Хотелось заштриховать для себя и это “белое пятно”». «Лена» шла в Антарктиду под командованием другого опытного полярного капитана Александра Ивановича Ветрова. Продовольствие для зимовщиков поручено было доставить рефрижератору № 7 (капитан А.М.Цыганков).

Тридцатого ноября 1955 г. из Калининградского порта после торжественного митинга, сопровождаемый прощальными гудками стоящих в порту кораблей, в далекое плавание вышел дизель-электроход «Обь». Пройдя 13 тысяч морских миль, 5 января 1956 г., точно через запланированные 35 дней, корабль прибыл к берегу Восточной Антарктиды в районе моря Дейвиса. Войдя в бухту Депо (или Фарр), корабль врезался в береговой припай. Навстречу ему, скользя и падая, сбегались любопытные пингвины.

Основной задачей этого этапа была оперативная организация береговой научно-исследовательской обсерватории и поселка. Требовалось срочное обследование побережья. Группу возглавил доктор физико-математических наук, заслуженный мастер спорта по альпинизму Александр Михайлович Гусев. (Это он зимой 1943 г. был командиром группы советских воинов-альпинистов, водрузившей красный флаг на Эльбрусе после разгрома немецких горных частей на Кавказе.) Первыми советскими людьми на берег ледяного континента ступили также заместитель начальника экспедиции доктор географических наук В. Г. Корт, гляциологи Г. А. Авсюк и П. А. Шумский, кинооператор А. С. Кочетков, корреспондент газеты «Комсомольская правда» А. Р. Барашев, географ К. К. Марков и геолог О.В. Вялов.

Двадцатого января, после подхода второго судна экспедиции «Лены», началось активное строительство первого советского поселка на земле Антарктиды. Имя ему было решено дать в честь названия одного из кораблей российских первооткрывателей Антарктиды Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева — Мирный. 

Разгрузка кораблей и строительство Мирного проходило в неимоверно тяжелых условиях: бушевали метели, ломались льды припая, унося за собой только что построенные дороги, часть груза, а иногда и человеческие жизни. Двадцатилетний комсомолец Иван Хмара бросился к трактору, проломившему лед, завел мотор, но провернувшаяся гусеница лишь расширила пролом, и машина мгновенно исчезла под водой… Имя Ивана Хмары было увековечено на карте Антарктиды. 

Выгрузка самолетов, тракторов, строительных материалов, запасов угля потребовала напряжения всех сил. По приказу М. М. Сомова в работах принимали участие все участники экспедиции, невзирая на профессии и звания. Смена составляла 12 часов. Доктора и кандидаты наук работали грузчиками, помогали строителям. Заканчивалось антарктическое лето, впереди была суровая антарктическая зима. Все понимали: от того, как они сработают сейчас, зависит и их жизнь, и успех первой партии зимовщиков.

В первую очередь собирались жилые дома. Это были специально разработанные сборно-щитовые деревянные конструкции на прочном металлическом каркасе, снабженные ледовыми якорями. На случай заноса снегом все помещения имели выходы на крышу. Отапливать все постройки станции предполагалось при помощи электричества. Но главное — надежная связь станции с родиной. На сопке Радио был установлен мощный радиоприемник.

Тринадцатого февраля 1956 г. над поселком Мирный был поднят советский флаг.

К концу марта были не только построены надежные жилые дома, но и оборудованы научные лаборатории и площадки. Всего было около 20 строений. Внутри поселка сооружена своеобразная крытая улица — коридор из металлических конструкций, крытый прочным брезентом.

Одновременно со строительством началась разведка и изучение побережья и внутренних территорий. Главную роль здесь играли наши летчики. Шестнадцатого января 1956 г. пилотируемый И. И. Черевичным самолет совершил первую разведку оазиса Бангера. Как это ни странно звучит, Антарктида тоже имеет свои оазисы. Так ученые назвали те участки территории Антарктиды, которые не погребены под многометровым слоем льда. Пятнадцатого октября 1956 г. в оазисе Бангера была открыта станция «Оазис».

С 26 февраля по 3 марта 1956 г. были проведены полеты вглубь материка. Один полет был совершен самолетом Ил-12 И. И. Черевичного с начальником экспедиции М. М. Сомовым на борту к южному геомагнитному полюсу, находившемуся на расстоянии 1400 километров юго-восточнее Мирного. Вот как описывал И. И. Черевичный этот полет: «Я летаю уже 28 лет, облетал всю Арктику… Но все это не идет ни в какое сравнение. Был ясный, ослепительно солнечный день. Отличная видимость, как мне казалось, по меньшей мере километров на 150. Но за девять часов лета под крылом машины была одна лишь однообразная белая пустыня: ни ориентира, ни какой-то возвышенности, ни одного темного пятна, ни даже трещины...»

Второй полет был совершен к полюсу относительной недоступности. Так называется «белое пятно» в Восточной Антарктиде, находящееся в 1100 километрах от Мирного и равно удаленное от противоположных берегов материка. В этих районах по плану МГГ советской экспедиции предстояло построить две южнополярные станции — Восток и Советская. Обе точки оказались на высокогорном ледяном плато. Разряженный воздух, очень низкие температуры, покрытая застругами поверхность говорили о том, что людям, а также наземному и воздушному транспорту придется работать в очень сложных условиях.

Пионерская — значит первая!

Но не только по воздуху были совершены разведывательные вылазки вглубь материка. Второго апреля 1956 г. по направлению к геомагнитному полюсу вышла на тракторах первая экспедиционная группа, которую возглавил М. М. Сомов. Поезд состоял из двух тракторов, тянувших за собой сцепки по трое саней с домиками для жилья и научными приборами, а также запасом горючего. Пришлось преодолевать значительный подъем по ледяной поверхности, опасные трещины, снежные заносы. Вскоре стало ясно, что с наличным запасом горючего не удастся достигнуть 400-го километра. Было принято решение создать здесь, на 375-м километре, первую внутриматериковую станцию. Она получила название Пионерская. Дополнительное оборудование и строительные материалы, пока еще позволяла погода, завозили самолетами. В течение мая (а это в Антарктиде глубокая осень) советские исследователи упорно строили станцию. Строительство велось в условиях 55-градусного мороза и сильной пурги.

«Когда температура опускалась до 50–56 градусов мороза, начинало лопаться металлическое водило саней, — вспоминал профессор Гусев. — Пробовали заменить его железными тросами, но и они рвались, как нитки». Двадцать седьмого мая 1956 г. на мачту был поднят государственный флаг СССР. Станция Пионерская приступила к работе. 

Это была первая в мире внутриматериковая станция. Шестого июня 1956 г. станция приняла последний самолет из Мирного. Следующий самолет сел на Пионерской почти через полгода. Путь на станцию наземным транспортом или посадка самолета стали невозможны. Зимовать в условиях, когда никакая помощь извне не сможет быть оказана, остались четыре человека: метеоролог А. М. Гусев, гляциолог Л. Д. Долгушин, радиотехник Е. Т. Ветров и тракторист Н. Н. Кудряшов. Доставка чего-либо и в первую очередь горючего, без которого невозможна была бы жизнь станции, могла осуществляться теперь только путем сброса с самолета. Девятнадцатого августа на станции была зафиксирована температура 66,8 градуса мороза. Остановились все самопишущие наружные приборы. Но люди продолжали наблюдения.

Мирный — будущая столица советских исследований в Антарктиде

В Мирном осталось на зимовку 92 человека. С первых дней существования советская база на берегу моря Дейвиса стала крупной обсерваторией, оснащенной современным научным оборудованием. Начались регулярные метеорологические наблюдения, первая синоптическая карта была составлена 4 марта 1956 г. С мая приступили к регулярным наблюдениям за состоянием ионосферы. Вступила в строй сейсмическая станция, установленная в вырубленном в скале колодце; была организована регистрация вариации магнитного поля Земли. Гляциологи, геологи и географы начали полевые исследования: на собачьих упряжках и вездеходах они совершали походы в окрестности Мирного, на самолетах летали в более отдаленные пункты. Зимовщики занимались обработкой полученных сведений и вели наблюдения на стационарных площадках вблизи станции. И если на внутриконтинентальной станции Пионерская бичом были мороз и низкое давление, то жизнь и работу в Мирном осложняли ветер, пурга и сильнейшие снежные заносы. Максимальная скорость ветра, отмеченная в Мирном, равнялась 57 м/с. Двести пятьдесят шесть дней в году ветер в Мирном достигал силы шторма.

Океанографические работы экспедиции в Антарктике

Еще 29 февраля 1956 г. «Обь» покинула рейд Мирного и отправилась исследовать океан, омывающий Антарктиду. На борту «Оби» продолжили работы 119 человек: 68 членов экипажа, 49 научных сотрудников и киногруппа из двух человек. Теперь участники морской части экспедиции — семь научных отрядов: метеорологический, гидрологический, отряд морской геологии, гидрохимический, биологический, отряд геофизиков и отряд гидрографов — приступили к выполнению своих непосредственных научных работ. Режиссер Г. И. Нифонтов и кинооператор Э. Д. Эзов снимали научно-популярный фильм о первой советской антарктической экспедиции. Фильм вышел в 1956 г. под названием «У берегов Антарктиды». Плавание совершалось вдоль прибрежных районов Восточной Антарктиды, лежащих между 93 и 162 градусами восточной долготы. С 29 февраля по 8 апреля «Обь» прошла 5200 морских миль и выполнила 76 полных циклов наблюдений. Плавая в тяжелой ледяной обстановке, «Обь» выполняла эхолотные промеры, которые позволили значительно уточнить глубины океана и характер строения дна. Геологи экспедиции производили изучение донных отложений. Гидрологи установили, что вся зона береговой отмели данного сектора Антарктиды является зоной формирования холодных антарктических вод. Биологи экспедиции открыли неизвестные науке виды животных организмов.

За время плавания «Обь» также посетила австралийскую научную станцию на острове Маккуори, зашла в порты Новой Зеландии и Австралии. Особенно памятна участникам экспедиции встреча в Аделаиде с легендарным полярником, профессором сэром Дугласом Моусоном. В беседе он подчеркнул: «Антарктида была открыта русскими. Я внимательно изучал труды Беллинсгаузена и пришел к выводу: Беллинсгаузен видел материковый лед...» За девять дней стоянки в Аделаиде «Обь» посетило более 10 000 австралийцев. Тот же Дуглас Моусон оставил в книге почетных гостей запись: «Ваша великолепная организация, превосходное оборудование и обученный персонал, работающий во всех областях, произвели на меня большое впечатление. Я уверен, что результаты русской антарктической экспедиции, работающей по единой программе Международного геофизического года, значительно увеличат знания всех разделов науки, касающихся областей крайнего юга...». Из Австралии «Обь» опять отправилась к берегам Антарктиды, но уже новым маршрутом, посмотреть, как устроились зимовщики. Тринадцатого мая 1956 г. «Обь» находится в 120 милях от Мирного, но обстоятельства не позволяют произвести заход. Иван Черевичный на своем самолете ИЛ-12 привозит последние письма зимовщиков домой родным. В густом тумане на бреющем полете с третьей попытки самолету удается сбросить почту. Теперь путь корабля — на север. Начинается новый этап работ в Индийском океане, затем путь через Суэцкий канал, через Гибралтарский и Дуврский проливы. Краткая остановка в Гамбурге, где с «Оби» был выгружен коммерческий груз – зерно, взятое во время захода в Австралию.

Восьмого июля 1956 г. «Обь» под гудки встречных судов прибыла в Ленинград. Вернулся и мой отец, которого мы ждали долгие восемь месяцев. Часть экспедиции, остававшаяся на зимовку, увидела своих родных только весной 1957 г.

Так началась история изучения Антарктиды российскими учеными. За прошедшие 60 лет эти исследования ни разу не прерывались, несмотря на все сложности и изменения, происходившие в стране. Каждый год к таинственной и до сих пор Антарктиде отправляются научно-исследовательские суда, летят самолеты, унося на борту тех, для кого исследование Антарктики стало смыслом жизни. А для детей, внуков, а теперь и правнуков тех первых советских исследователей, которые подняли 13 февраля 1956 г. флаг нашей Родины на шестом континенте, слово «Антарктида» ассоциируется с храбростью, мужеством, трудом, волей, а подчас и с героизмом их отцов и дедов.