В октябре нынешнего года в Сочи состоится XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Его девиз - «За мир, солидарность и социальную справедливость, мы боремся против империализма – уважая наше прошлое, мы строим наше будущее!». Участники фестиваля - более 20 тысяч молодых людей из 183 стран - обсудят проблемы консолидации мирового молодежного сообщества, укрепления международных связей, развития межнационального и межкультурного взаимодействия, сохранения общей памяти и истории, повышения интереса к России.
В третий раз за всю историю существования фестивального движения Россия откроет двери для молодежи всего мира. Идея проводить подобный международный форум зародилась в 1945 году на Всемирной конференции молодёжи за мир, и спустя два года в 1947 году в Праге состоялся первый фестиваль. Тогда же Анатолием Новиковым и Львом Ошаниным был написан знаменитый Гимн демократической молодежи.
В 1957 году в Москве прошел VI фестиваль – самый массовый за всю историю движения: в нем приняли участие 34 тысячи участников, представлявших 131 страну. В рамках фестиваля было организовано множество творческих конкурсов. На музыкальном конкурсе одержал победу Василий Соловьёв-Седой. Его песня «Подмосковные вечера» стала своего рода визитной карточкой нашей страны. На конкурсе кинематографистов были представлены фильмы будущих мэтров мирового кинематографа: «Весна на Заречной улице» Марлена Хуциева и Феликса Миронера, «Мрак среди дня» Тадаси Имаи, «Крыша» Витторио де Сика, «Канал» Анджея Вайды, «Высота» Александра Зархи. В большом количестве выпускались марки, почтовые карточки, значки, памятные монеты и, конечно же, плакаты – один из основных видов информирования и визуальной пропаганды ХХ века.
В коллекции Государственного центрального музея современной истории России хранятся графические листы, изданные Государственным издательством изобразительного искусства (ИЗОГИЗ) и Оргкомитетом VI фестиваля. Над плакатами трудились такие видные художники, как Николай Смоляк, Нина Ватолина, Виктор Корецкий. На некоторых работах присутствуют знаменитый «Голубь мира», созданный Пабло Пикассо в 1949 году, и эмблема фестиваля – ромашка с пятью лепестками разных цветов, символизирующая единение молодёжи пяти континентов Земли. Главным «брендом» СССР, отображённым в плакате, стал Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова – оплот интеллектуальных сил Советского Союза.
Спустя двадцать восемь лет, когда Москва встречала уже XII Всемирный фестиваль молодёжи и студентов, эстафету по созданию плакатов приняли Вилен Каракашев, Лилия Левшунова, Мирон Лукьянов, Владимир Фекляев. На этот раз основными символами фестиваля были матрёшка и девушка в кокошнике из пяти разноцветных лепестков.
Став своеобразной летописью двух всемирно значимых культурных событий, плакаты отразили не только настроения участников и свидетелей фестивалей, но и трансформацию художественного языка, произошедшую за эти двадцать восемь лет.
Сегодня искусство плаката утратило свои позиции, уступив телевидению и всемирной паутине. Но почему бы в преддверии грандиозного праздника не вспомнить о его легендарных предшественниках, рассматривая артефакты советской эпохи?