Владимир Алексеевич Солоухин (1924–1997) — русский и советский поэт, писатель и видный общественный деятель, яркий представитель так называемой деревенской прозы стал первым, кого после смерти отпевали в еще даже недостроенном Храме Христа Спасителя. В своём слове на отпевании патриарх Алексий II сказал о писателе: «Он всей душой любил Россию, землю Русскую, был настоящим христианином, который первым напомнил обществу о наших духовных, нравственных корнях, о необходимости вернуться к вере. Старшее поколение хорошо помнит, как “Письма из Русского музея” Солоухина буквально всколыхнули русскую общественность, напомнили всем о наших святынях, от которых народ был насильственно отторгнут...»
За что же был удостоен такой чести, таких высоких слов этот самобытный и оригинальный, но «неудобный» человек? Тонкий лирик и неистовый обличитель, истинный коммунист и рьяный монархист, искренний русский патриот и большой любитель путешествий по загранице.
Этим-то и привлекала современников фигура Владимира Солоухина на протяжении всей его жизни, что был он человеком чрезвычайно увлекающимся, порой даже противоречивым, но всегда ищущим правду и безусловно талантливым. И при этом неожиданным: то блистательное трогательное стихотворение, то публицистический очерк-отповедь, то экскурс в историю русской иконы, а то и инструкция по сбору грибов; и несть числа этим ипостасям Владимира Алексеевича. Однако прежде всего он был большим русским писателем.
Владимир Солоухин родился 14 июня 1924 года в селе Алепино Владимирской области и стал последним, десятым ребёнком в крестьянской семье. Хотя она была довольно зажиточной, но чудом избежала жесткого раскулачивания, так что детство будущего писателя было в общем благополучным.
После школы Солоухин поступил во Владимирский механический техникум, где неожиданно увлёкся поэзией. Его первые стихи печатались во владимирской газете «Призыв». В 1942 году, после окончания техникума, Владимир был призван в Красную армию и до окончания войны служил в охране Кремля.
Демобилизовавшись в 1946 году, Солоухин подал документы в Литературный институт имени А. М. Горького. К заявлению о поступлении он приложил кипу листков со стихами, которые заслужили благосклонную оценку таких известных мастеров того времени, как поэты Василий Казин и Владимир Луговской. В институте Владимир выглядел неким отщепенцем: в то время как все сокурсники сочиняли о войне или о любви, он писал о природе и деревенской жизни. Впрочем, стихи молодого поэта вызывали неизменный интерес в узких литературных кругах.
В 1951 году Солоухин окончил институт, вступил в ряды КПСС и устроился разъездным корреспондентом в журнал «Огонёк», которым в ту пору руководил Алексей Сурков. По заданию редакции Солоухин объездил всю Россию, включая районы Крайнего Севера. Работая над очерками для журнала, он не оставлял литературных занятий, впечатления от поездок находили отражение в его творчестве. Первый опубликованный сборник поэта «Дождь в степи» (1953) вызвал несколько печатных откликов.
Тем не менее первым по-настоящему замеченным публикой произведением Владимира Солоухина стала лирическая повесть «Владимирские просёлки», изданная популярным журналом «Новый мир» (1957). По сути, это были путевые заметки, сделанные автором во время сорокадневного путешествия, где пешком или на лошади, а где — немного на автомобиле и даже на колёсном (!) пароходе, по своей малой родине — Владимирской области. Форма повествования отличалась обнажённой исповедальностью, как отмечали критики, что не было свойственно ни одному русскому писателю того времени. Собственно, эти свойства — открытость и откровенность — присущи всей солоухинской литературе. Произведения «Мать-мачеха» (1963), Приговор» (1975), «Прекрасная Адыгене» (1976), «Последняя ступень» (1976) по-своему автобиографичны.
Главной книгой писателя стал роман-исповедь «Последняя ступень», который сам автор называл своим духовным прозрением. Он писал роман долго: начал в начале 960-х годов, а закончил уже в 1976 году. Издан же он был только 1995 году. Правда, одна из глав («Читая Ленина») в 1989 году была опубликована издательством «Посев» в Германии — и моментально оказалась в СССР, став предметом горячей общественной полемики. Солоухин предлагал пересмотреть взгляд на фигуру вождя революции в истории России, выдвинув тезис о том, что сталинщина с её репрессиями была закономерным продолжением ленинской политики.
В публицистике одной из важнейших тем для Солоухина было радение за сохранение традиций русского искусства, за возвращение к старинным обрядам. Его острейшие публицистические очерки «Письма из Русского музея» (1966) — глубокие размышления о судьбах памятников русской культуры в самом широком смысле; «Чёрные доски» (1969) — о древнерусском иконописном искусстве, о собирательстве и спасении уникальных образов; «Время выбирать камни» (1980) — о воссоздании знаменитой Оптиной пустыни, и многие другие — это удивительные по силе образцы общественной мысли.
Солоухин формирует собственную «философию патриотизма», в которой каждый человек ответствен перед будущими поколениями за сохранение духовного богатства русского народа. И следует этим принципам не только на бумаге, публикуя свои очерки: Солоухин — один из основателей Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, активный деятель «Русского клуба», а в 1990-е — один из руководителей движения за восстановление Храма Христа Спасителя.
Показательно, что при советской власти Владимир Солоухин не скрывает, что является и монархистом (демонстративно носит перстень с изображением Николая II, отлитый из золотой пятирублёвой монеты) и глубоко верующим человеком, за что не раз получает выговоры и внушения, а влиятельный журнал «Коммунист» даже обвиняет его в «заигрывании с Боженькой».
В 1979 году Владимир Солоухин в составе группы советских писателей побывал в США. Улучив момент (и пустив слух, что у него начался запой), Солоухин тайком покинул гостиницу, доехал до Вермонта и встретился там с высланным из России Александром Солженицыным. Писатели проговорили целые сутки — им было о чём поговорить!..
Перестройку Солоухин встретил как долгожданного друга, принёсшего свободу слова (уж он-то доподлинно знал, что такое цензура и купирование), свободу политической мысли, свободу предпринимательству. Отказался от партийного билета и открыто выступал против коммунистов. Однако очень быстро разочаровался в наступивших «преобразованиях». И прежде всего в схеме приватизации, по его мнению, обворовавшей народ, а ещё больше — в новых «демократических» порядках.
Владимир Алексеевич тогда писал: «Демократия — это ширма, за которой группы людей, называющих себя демократами, навязывают населению свой образ мышления, вкусы, пристрастия. Демократия как цель — абсурд. Это лишь средство для достижения каких-то целей. Ленин, большевики до 1917 года все демократами были. А взяли власть — такую демократию устроили, до сих пор расхлебать не можем».
В середине 1980-х годов В. А. Солоухин вместе с супругой и при участии обеих дочерей взялся за восстановление родного дома в Алепине. После реконструкции все летние месяцы семья проживала в этом доме и дружно занималась посадками на приусадебном участке.
Владимир Солоухин скончался в 1997 году и похоронен был на кладбище своего родного села. А в 2021 году в Алепино был создан мемориальный музей писателя, директором которого стала Елена Солоухина, старшая дочь писателя.