01 июня 2017 Война в воздухе

Автор: Сергей Холодов, историк, публицист


В небе над Кореей сошлись советские и американские летчики

Считается, что «холодная война» между СССР и США потому так и называлась, что дело не дошло до прямых вооруженных столкновений, а если где-то на нашей планете и возникали локальные войны, то сверхдержавы от них демонстративно открещивались и участвовали лишь опосредовано, помогая враждующим сторонам оружием, деньгами и «мудрыми советами».

На самом деле реальные вооруженные конфликты имели место. Первый из них разгорелся всего через пять лет после окончания Второй мировой войны – в небе над Корейским полуостровом. Тогда в смертельном поединке схлестнулись советские и американские пилоты. В этой воздушной битве убедительную победу одержали советские летчики.

Американские реактивные истребители F-86 в небе Кореи. 1950 г.

Север и Юг: вечный конфликт

Отношения между Корейской Народно-Демократической Республикой и Южной Кореей не заладились с первых же дней существования двух государств. Правительства обеих стран намеревались объединить Корею под собственной властью, что и провозгласили в принятых в 1948 г. конституциях. Северную Корею поддерживали Советский Союз и Китай, Южную – Соединенные Штаты Америки.

Вооруженные стычки вдоль 38-й параллели, по которой проходила граница между государствами, шли на протяжении всего 1949-го и в первой половине 1950 г. В них зачастую участвовало более чем по тысяче человек с каждой стороны. А 25 июня 1950 г. начался полномасштабный вооруженный конфликт.

Сначала армия КНДР после нескольких успешных наступательных операций захватила большую часть территории Южной Кореи. Американо-южнокорейская группировка войск была прижата к морю. Однако затем ситуация начала меняться: США срочно перебросили на юг Корейского полуострова дополнительную группировку войск, и уже 16 сентября 1950 г. при поддержке авиации американские и южнокорейские войска перешли в контрнаступление. Используя господство в воздухе и численное превосходство на земле, союзники довольно быстро заняли ранее потерянную территорию и перешли 38-ю параллель. Северокорейские войска оставили Сеул и Пхеньян, на ряде участков были отброшены до корейско-китайской границы.

МиГ-15. Конец 1940-х - начало 1950-х гг.

В Кремле ситуацию расценили как кризисную: захват американцами всего полуострова означал потерю важного для СССР союзника, каким обещала стать свежеиспеченная КНДР во главе с Ким Ир Сеном. И тогда советский лидер И.В. Сталин (Джугашвили) принял решение оказать Северной Корее реальную военную помощь.

Уже в конце октября 1950 г. на территорию КНДР были введены китайские войска. А для их прикрытия с воздуха СССР направил в Китай 64-й истребительный авиакорпус. Боевую технику и личный состав разместили на нескольких аэродромах близ Порт-Артура и города Дальний. Впрочем, помимо помощи своему корейскому союзнику, советское руководство преследовало еще одну, сугубо прагматичную цель: попробовать в деле новые реактивные самолеты МиГ-15, только что сошедшие с заводских конвейеров. Кстати говоря, аналогичную цель преследовали и американцы. Им также необходимо было апробировать свои реактивные первенцы. И тут для обеих сверхдержав подвернулся удобный случай: война в Корее…

Эпоха реактивных скоростей

Работы над созданием реактивных самолетов начались во многих странах еще в годы Второй мировой войны. Наибольших успехов, как известно, достигла Германия. На вооружение люфтваффе уже в конце 1944 г. стали поступать первые реактивные «мессершмиты», значительно превосходившие в скорости и маневренности любые другие самолеты того времени. Впрочем, изменить обстановку на фронтах новая немецкая техника уже не могла: через несколько месяцев Третий рейх капитулировал. А немецкие разработки в области реактивного самолетостроения стали предметом пристального интереса как советских, так и американских специалистов.

F-86 «Сейбр», главный противник советских МиГов

Первый американский реактивный самолет со стреловидным крылом был создан осенью 1945 г. А в серию он пошел в мае 1948-го под обозначением F-86, или «Сейбр», как его называли сами пилоты. Первые 19 «Сейбров» прибыли в Корею 16 декабря 1950 г.

Сначала Советский Союз значительно отставал от американцев. У нас разработка реактивного самолета началась лишь в апреле 1947 г. в ОКБ-155 А. И. Микояна. Конструкторам была поставлена задача: создать фронтовой истребитель с реактивным двигателем, герметичной кабиной и стреловидным крылом. Для отечественного авиапрома это было серьезным технологическим вызовом. Через девять месяцев такой самолет был создан! 30 декабря 1947 г. он впервые поднялся в воздух, а в марте 1948-го был запущен в серийное производство. В Советском Союзе началась эпоха реактивных скоростей.

По основным параметрам советский истребитель МиГ-15 и американский F-86 были примерно равны, но каждый имел свои преимущества и недостатки. Наши реактивные первенцы превосходили «Сейбров» в скорости подъема, однако американский аналог быстрее набирал скорость на пикировании и обладал большей дальностью полета. Кроме того, американские конструкторы разработали противоперегрузочные костюмы для летчиков, что облегчало полет. У нас такого не было.

Зато по части вооружения, установленного на МиГах, мы значительно превосходили американцев. Чего стоила одна только 37-миллиметровая пушка! На «Сейбрах», правда, были крупнокалиберные пулеметы системы «Кольт Браунинг», способные производить до 1200 выстрелов в минуту, но их патроны не шли ни в какое сравнение с мощными снарядами советской пушки. А на советских МиГах были еще две пушки 23-го калибра. Их снаряды также пробивали любую броню.

А.И. Микоян, главный конструктор ОКБ-155

МиГи против «Сейбров»

Вот эти самолеты – настоящее чудо авиатехники того времени – и сошлись в небе над Кореей. Первый «бой» произошел 17 декабря 1950 г.: в тот день противники просто «показались» друг другу, выпустив в воздух несколько очередей. А спустя пять дней, 22 декабря, состоялась настоящая воздушная битва. Потери: два самолета с нашей стороны, пять – с американской.

Этот бой стал полной неожиданностью для американских пилотов. Они никак не предполагали, что им придётся столкнуться с новейшим советским истребителем, ничуть не уступавшим американским «Сейбрам». Кроме того, неприятно удивила американцев и отменная боевая выучка противника. Они ожидали встретить в небе недоученных корейских пилотов на допотопных машинах, а воевать пришлось с советскими асами, многие из которых прошли Великую Отечественную.

Излюбленная тактика советских летчиков в Корее – дождаться, пока американцы сядут им на «хвост», а затем стремительным маневром сделать разворот с таким расчетом, чтобы через мгновение самим оказаться в «хвосте» у американцев. Это был, конечно, крайне рискованный пилотаж, но технические возможности МиГов и мастерство летчиков позволяли такие выкрутасы.

В архивах сохранились материалы летно-тактической конференции 64-го авиакорпуса, прошедшей 25–26 июля 1951 г. Вот как Николай Сутягин, самый результативный летчик той войны описывал один из боев в небе над Кореей:

«Задание выполняли десяткой. Ударное звено – майора Пулова, звено прикрытия – капитана Артемченко справа выше и пара Перепелкина. Я шел в звене прикрытия с ведомым старшим лейтенантом Шулевым. В момент левого разворота в районе Сенсен я отстал от пары капитана Артемченко на дистанцию 400–500 м. Развернувшись на 50–60 градусов влево, я заметил: внизу слева, из-под ведущего звена, заходит нам в "хвост" пара F-86. Я подал команду: "Атакую, прикройте" и левым боевым разворотом, в момент которого выпустил тормоза и убрал газ, с последующим полупереворотом пошел за парой F-86. На второй петле мы уже были в "хвосте" у F-86-x, и в верхнем положении я дал две короткие очереди по ведомому. Очереди прошли: одна с недолётом, другая с перелетом. Я решил подойти ближе. После выхода из пикирования пара F-86 сделала отворот вправо, а затем – влево с набором высоты. За счет этого отворота уменьшилась дистанция до 200–300 метров. Заметив это, противник сделал переворот. Выпустив тормоза, мы пошли за F-86 под углом 70–75 градусов в сторону моря. Сблизившись до дистанции 150–200 метров, я открыл огонь по ведомому. F-86 был сбит».

Лучший летчик-ас войны в Корее майор Н. Сутягин в форме китайского добровольца

На счету Николая Сутягина - 22 сбитых самолета противника и 66 боевых вылетов. За воздушные победы он был награжден Золотой Звездой Героя Советского Союза. Двадцать самолетов противника на счету Анатолия Пепеляева. Из Кореи он также вернулся Героем Советского Союза. По 15 машин уничтожили Лев Щукин, Александр Сморчков и Дмитрий Оськин.

Герой Советского Союза Сергей Крамаренко сбил за время Корейской войны 13 самолетов противника. По его мнению, американские пилоты воевали в Корее как настоящие асы. А Сергею Крамаренко есть с чем сравнивать: он прошел всю Великую Отечественную войну. Он до сих пор считает – Крамаренко - единственный доживший до наших дней участник Корейской войны, – что по ожесточенности сражений бои с американцами в корейском небе ничуть не уступали воздушным схваткам с немецкими асами в годы Великой Отечественной.

Всего же, согласно официальным данным, летчики 64-го истребительного авиационного корпуса за время Корейской войны провели 1872 воздушных боя, в ходе которых было сбито 1106 самолетов противника. Советские потери – 335 самолетов.

Герой Советского Союза Сергей Крамаренко в кабине своего МиГа. 1951 г.

В дальнейшем американцы пытались всячески скрыть этот неприятный для себя факт. В США одна за другой выходили массовыми тиражами книжки, в которых на все лады превозносились американские герои корейской воздушной войны (к примеру, Джеймс Джабара, сбивший в Корее 16 самолетов) и ни слова не говорилось о советских асах. Цифры своих потерь американцы старались занизить, зато завышали количество сбитых «коммунистических» самолетов. Иногда эти цифры действительно выглядят внушительно. Например, в «Энциклопедии авиации», вышедшей в 1977 г., отмечается, что всего за годы Корейской войны американскими летчиками было сбито 2300 вражеских самолетов. Правда, составители энциклопедии забыли сказать о том, что относятся эти цифры к потерям северокорейских и китайских ВВС. Их самолеты американцы и вправду сбивали пачками. А вот с советскими МиГами приходилось изрядно возиться...

Разрушенное здание средней школы – последствия бомбардировки американской авиации в Корее

На 38-й параллели без перемен

А пока советские асы изумляли американцев в воздухе, на земле инициатива вновь перешла к северокорейской стороне. В январе 1951 г. китайские и северокорейские войска существенно продвинулись на юг и даже заняли Сеул. Правда, полностью разгромить южан северянам так и не удалось. В июле 1951 г. фронт стабилизировался примерно по 38-й параллели, и война приобрела позиционный характер.

Так продолжалось почти два года. К лету 1953-го стало очевидно, что ни одна из сторон не сможет одержать победу. И тогда 27 июля 1953 г. в Пханмунджоме было заключено перемирие.

Корейская война стала одним из самых кровопролитных вооруженных конфликтов второй половины XX века. Суммарные потери обеих сторон убитыми и ранеными оцениваются от трех до пяти миллионов человек.

По официальным американским данным, США потеряли в Корейской войне 54 246 человек убитыми и 103 284 человека ранеными – немногим меньше, чем в печально известной Вьетнамской компании.

Советские потери – 315 человек, в том числе 168 офицеров.