15 сентября 2022 Зёрна жизни Евгения Носова

Автор:


Свою судьбу замечательный курский прозаик Евгений Носов по-писательски и весьма мастерски закольцевал. Так, заглавная сказка его первого, изданного в Москве, сборника «Тридцать зёрен» и последний «завещательный» рассказ — «Покормите птиц» посвящены бережному, внимательному и ответственному отношению к природе, прежде всего сохранению любимых пернатых. Это своего рода стержень, показатель уровня гуманности.

«— Кто ты?

— Я — Человек.

— Что такое Человек?

Объяснить это маленькой глупой синичке было очень трудно.

— Видишь нитку? Она привязана к форточке…

Можно потянуть за нитку, захлопнуть форточку, и ты будешь поймана. Не бойся. Я этого не сделаю. Это и называется у нас — Человек», — таков диалог Человека и Птицы в «Тридцати зёрнах».

Собственно, здесь же Евгений Носов признавался: «Я хочу написать книгу. Такую книгу, чтобы каждый, кто прочитает её, положил бы на своём окне по тридцать конопляных зёрен... и чтобы синица прилетала их клевать, никогда не боясь, что Человек вдруг отнимет у неё свободу». Нужно отметить, что писателю Евгению Носову это и удалось в полной мере. Его трогательные, тонкие и очень человечные, без великих свершений и героических событий, но при этом наполненные внутренним драматизмом произведения сразу нашли своего читателя. А акварельность в описании природы, тщательность стиля, неизменное поклонение добру поставили в один ряд с ведущими писателями-деревенщиками.

И любовь автора к птицам была не просто увлечением — это было его жизненной позицией. Ведь именно он многие годы в холодное время развешивал по всему городу кормушки, приклеивал к столбам отпечатанные на старой машинке призывы к людям «Покормите птиц!» (на него большое впечатление произвело стихотворение Александра Яшина «Покормите птиц зимой…»). И вот уже почти 20 лет в день рождения Евгения Носова во многих городах России проходит акция под названием «Покормите птиц!». Более того, по предложению Союза охраны птиц России 15 января объявлено Днём зимующих птиц в России и внесено в Российский экологический календарь. Даже на своём могильном камне писатель попросил написать это краткое воззвание к людям — «Покормите птиц», что и было исполнено.

Евгений Иванович Носов прожил большую жизнь. Родился 15 января 1925 года в селе Толмачёво Курской губернии, скончался в 2002 году в родном Курске. На его долю выпало всё то же, что прошла большая страна за этот драматический период своей истории. Но предоставим слово самому автору.

Его воспоминания «С сединою на висках» были опубликованы в «Роман-газете» № 3 за 2015 год: «Я родился студёным январским вечером 1925 года в тускло освещённой избе своего деда. Село Толмачёво раскинулось вдоль речки Сейм, в водах которой по вечерам отражались огни недалёкого города Курска, высоко вознёсшегося своими холмами и соборами. ˂...˃ А из другого деревенского окна виделись мне просторный луг, весной заливаемый половодьем, и таинственный лес за ним, и ещё более далёкие паровозные дымы за лесом, всегда манившие меня в дорогу, которой и оказалась потом литература — главная стезя моей жизни. ˂...˃

 Детство всегда впечатлительно, и я до сих пор отчётливо помню, как в Толмачёво нагрянула коллективизация, как шумели сходки, горюнились забегавшие к нам бабы-соседки и как всё ходил по двору озабоченный дед, заглядывал то в амбар, то в стойло к лошади, которую вскоре всё-таки отвёл на общее подворье вместе с телегой и упряжью. На рубеже тридцатых годов отец с матерью поступили на Курский машиноремонтный завод, и я стал городским жителем. Отец освоил дело котельщика, клепал котлы и железные мосты первых пятилеток, а мать стала ситопробойщицей. И я её помню уже без деревенской косы, коротко подстриженной, в красной сатиновой косынке. Об этом периоде моей жизни можно прочитать в повести «Не имей десять рублей…», а также в рассказах «Мост», «Дом за триумфальной аркой», «Красное, жёлтое, зелёное».

Жилось тогда трудно, особенно в 1932–1933 годах, когда в стране были введены карточки и мы, рабочая детвора, подпитывали себя едва завязавшимися яблоками, цветами акации, стручками вики. В 1932 году я пошёл в школу, где нас, малышей, подкармливали жиденьким кулешом и давали по ломтику грубого чёрного хлеба. Но мы, в общем-то, не особенно унывали. Став постарше, бегали в библиотеку за «Томом Сойером» и «Островом сокровищ», клеили планёры и коробчатые змеи, много спорили и мечтали.

А между тем исподволь подкрадывалась Вторая мировая война. Я учился уже в пятом классе, когда впервые увидел смуглых черноглазых ребятишек, прибывших к нам в страну из сражающейся республиканской Испании. В 1939 году война полыхала уже в самом центре Европы, а в сорок первом её огненный вал обрушился и на наши рубежи. В 1943 году, после освобождения Курска, пришёл и мой черёд идти на войну.

На фронте мне выпала тяжкая доля противотанкового артиллериста. Это постоянная дуэль с танками — кто кого… Или ты его, или, если промазал, он тебя… Уже в конце войны, в Восточной Пруссии, немецкий “фердинанд” всё-таки поймал наше орудие в прицел, и я полгода про валялся в госпитале в гипсовом панцире.

К сентябрю 1945 года врачи кое-как заштопали меня, я вернулся в школу, чтобы продолжить прерванную учёбу. На занятия я ходил с ещё не зажившими ранами, крест-накрест перевязанный бинтами, в гимнастёрке (другой одежды не было), при орденах и медалях. Поначалу меня принимали за нового учителя, и школьники почтительно здоровались со мной — ведь я был старше многих из них на целую войну.

Закончив школу, я уехал в Казахстан, где так же, как потом в Курске, работал в газете. Корреспондентские поездки позволили накопить обширные жизненные впечатления, которые безотказно питали и по сей день питают моё писательское вдохновение. Много даёт мне и постоянное общение с природой: я заядлый рыбак, любитель ночёвок у костра, наперечёт знаю почти все курские травы. Моей неизменной темой по-прежнему остаётся жизнь простого деревенского человека, его нравственные истоки, отношение к земле, природе и ко всему современному бытию».

По сути, в последней фразе Евгений Носов сформулировал своё писательское кредо. Думается, необходимо сказать, что Евгений Иванович был чудесным рисовальщиком, что добавляло его описательности яркости, детальности и внимательности.

Литературные критики в основном делят его произведения на две категории — проза о войне и о деревенской жизни. При этом военная тема у него не громкая, не победоносная. В его рассказах боль осиротевших сёл и пустующих полях, чувство невосполнимой утраты. При этом в рассказе «Красное вино Победы» действие не выходит за стены госпиталя. И в известной повести «Усвятские шлемоносцы» нет ни одного выстрела. Это просто рассказ о том, как простые усвятские мужики собираются на войну: курят, прощаются с родными, строятся в молчаливые шеренги и уходят по дороге... по дороге на войну. А Усвяты остаются «с белыми платками, седыми бородами да с белоголовыми малолетками». Это своего рода реквием. «Усвятские шлемоносцы» Евгения Носова стали заметным литературным и общественным явлением. Постановки по этому произведению шли во многих театрах страны.

По Носову, настоящий человек — он от земли, он прежде всего Пахарь, а Воином и Защитником он становится лишь вынужденно, по воле злых обстоятельств. Он много пишет о тружениках родного края, остро переживает за них. И если в первых произведениях заметен налёт журналисткой очерковости, то поздние его рассказы становятся всё более художественно выверенными и наполненными. Иногда и дискуссионными, даже болезненными. Как отмечали литературные критики, у Носова — потомка одновременно и рабочего, и крестьянского рода — отсутствует пресловутое противопоставление «праведной» деревни и «неправильного» города.

Однако он крайне обеспокоен и даже раздражён проблемой переселения крестьян по собственной воле либо по воле обстоятельств в город. В одной из своих статей писатель говорит об этом прямо: «...не усвоив традиций и трудовой этики, без развитого чувства самосознания и достоинства рабочего человека, без твёрдых навыков культуры городского общежития... [они, крестьяне. — Прим. А. Ч.] будут представлять собой всего лишь ˂...˃ некондиционный человеческий материал ˂...˃ Скрывать нечего, и в самом городе ещё немало своей собственной скверны. Но и этим многотысячным стихийным наплывом поддерживается, подпитывается благоприятная среда для шабашки, халтуры, мздоимства, спекуляции, усушки-утруски, обвеса-обмера, соблазна не завинтить шуруп отвёрткой, а заколотить его молотком...». Об этой губительной практике написано им несколько произведений, в том числе и известная повесть «Моя Джомолунгма». Те же, кто несмотря на обстоятельства остаются в родных местах, кто не мыслят для себя иной жизни, как бы тяжко им ни приходилось, — такие люди становятся положительными героями с настоящими человеческими качествами («Храм Афродиты», «Шумит луговая овсяница», «Во субботу, день ненастный...» и многие другие произведения).

О том, с какой тщательностью работал Евгений Носов, как он оттачивал каждое слово, в писательских кругах ходили легенды. Вот что писал о своём друге и сокурснике по Литературному институту Виктор Астафьев: «Нет среди знакомых мне писателей никого другого, кто бы работал так медленно и надсадно. Мне доводилось видеть рукописи его рассказов в авторский лист размером. Этот рассказ, как яичный желток, был вылуплен из рукописи страниц в полтораста, и каждая из этих страниц отделана так, что хоть сейчас в типографию сдавай. <...> ...Перед такой маетной работой я склоняю голову...». По признанию Носова, он сохранил эту манеру работы на всю жизнь: писал трудно, не признавал правила «ни дня без строчки», потому что не садился за стол без особой творческой сосредоточенности.

Между тем наследие Евгения Ивановича Носова довольно обширно. Его основными книгами следует назвать «На рыбачьей тропе» (1958), «Тридцать зёрен» (1961), «Где просыпается солнце?» (1965), «Красное вино Победы» (1971), «Мост» (1974), «Шумит луговая овсяница» (1977), «Усвятские шлемоносцы» (1977), «Травой не порастёт...» (1985), «В чистом поле за просёлком» (1990). Печатался он в основном в литературных журналах — «Наш современник», «Новый мир», «Роман-газета», «Огонёк», «Смена» и других.

За книгу «Шумит луговая овсяница» Е. И. Носову была присуждена Государственная премия РСФСР имени М. Горького (1975). За выдающиеся заслуги в развитии советской литературы и плодотворную общественную деятельность Евгению Ивановичу Носову присвоено было звание Героя Социалистического Труда (1990). Также он награждён двумя орденами Ленина (1984, 1990), орденами Трудового Красного Знамени (1975) и «Знак Почёта» (1971). За рассказы 1990-х годов был отмечен Международной литературной премией имени М. А. Шолохова (1996).

Имя писателя-деревенщика увековечено в названиях библиотек в Курске и Железногорске, его именем названа литературная премия. В память о замечательном земляке здесь установлены памятники и мемориальная доска, проводятся ежегодные литературные чтения. Так, в средней школе № 27 Курска работает литературный музей, один из залов которого занимает экспозиция с материалами о Е. И. Носове.

И всё же, думается, что главная награда любому писателю — это любовь и признание благодарных читателей. И память о нём, живущая в их сердцах.