Крымская земля, с ее лазурном морем, ярким солнцем, изумительной по красоте и разнообразию природой, на протяжении всей истории отечественного кино влекла к себе тех, кто хотел создать неповторимые картины и мечтал найти путь к сердцу зрителя. Именно здесь снимались фильмы «Белое солнце пустыни», «Печки-лавочки», «Кавказская пленница», «Человек-амфибия», «Иван Васильевич меняет профессию», «Прощайте, голуби!», «Солярис», «Бег», «Асса», «Служили два товарища», «Три плюс два», «Деловые люди», «Начальник чукотки», «Спортлото-82», «Человек с бульвара капуцинов», «Пираты ХХ века», «Десять негритят», «Обыкновенное чудо» и многие-многие другие. Возвращение Крыма на родину, связавшее «нить времен», возрождает надежду на создание в Крыму южного центра российской киноиндустрии – воплощение в жизнь идеи первопроходца крымского кино, выдающегося российского кинопредпринимателя Александра Ханжонкова.
«ОБОРОНА СЕВАСТОПОЛЯ»
Первым значительным фильмом, снятым на крымской земле, – значительным и по масштабам, и по выбору темы, и по влиянию на развитие отечественного кинематографа – стала «Оборона Севастополя», поставленная в 1911 г. А. Ханжонковым и В. Гончаровым и снятая операторами Л. Форестье и А. Рылло. Когда «последовательный борец за русский национальный кинорепертуар достойного уровня» господин Ханжонков пришел к мысли о создании грандиозного исторического полотна, он обратился к государю. На постановку было получено «высочайшее соизволение», что тогда, как писал А. Ханжонков в своих воспоминаниях «Первые годы русской кинематографии», «было крупнейшим событием». Масштаб подготовительных работ был беспрецедентным для ранней российской кинематографии: отобран был целый вагон (в прямом смысле этого слова) костюмов для героических защитников Севастополя и представителей вражеских армий, а в пиротехнической мастерской заказаны несколько мешков специальных бутафорских бомб, дающих много дыма и не причиняющих вреда.
События героической обороны Севастополя 1855 г. авторы снимали на местах подлинных баталий, причем сразу двумя аппаратами (новаторство для 1911 г.); задействовали войска и военную технику. Особую трудность представляли съемки на воде: достать старинные парусные корабли было невозможно, поэтому решили ограничиться «потоплением» лишь одного корабля, чтобы хоть как-то отразить в картине финальный акт крымской трагедии. К подводной лодке был пристроен борт с мачтами и реями обреченного корабля, и она со всей этой надстройкой опустилась на дно Севастопольской бухты.
«Это было так трудно для нас, – писал Александр Ханжонков, – и так рискованно для команды подводной лодки, что на дальнейшее “потопление кораблей” мы не решились». Все массовые батальные сцены легли на плечи режиссера, которому помог офицерский опыт его прежней армейской жизни, – военные действия на экране обрели ощущение исторической достоверности. Участники массовых сцен – солдаты, откомандированные в распоряжение съемочной группы, и жители Севастополя – вели себя одинаково естественно и в сценах боев, и в моменты передышки: отдых и пляска на одном из бастионов выглядели не менее естественно, чем картины передвижений войск и боев. Ощущение подлинности действия особенно усиливали хроникальные кадры в финале, которые и сегодня воспринимаются с трепетом: это Севастополь 1911 г. и ветераны обороны 1854–1855 гг. Их немного – седых стариков, живых свидетелей героической обороны Севастополя. Держатся они с величайшим достоинством. На груди у каждого – ордена и медали. Из развернутого перед камерой строя они поочередно выходят к киноаппарату, чтобы поклониться зрителям «Обороны Севастополя».
Первый показ картины состоялся 11 ноября 1911 г. в Ливадии в высочайшем присутствии. «Для меня, – пишет А. Ханжонков, видевший в фильме немало недостатков, – было приятной неожиданностью, когда в зале раздались аплодисменты и царь остановился около меня и поблагодарил за труды». После царского просмотра картина «Оборона Севастополя» была с успехом показана по всей России, а ее создатели удостоились государственных наград: Ханжонков получил орден Станислава II степени «за исключительно полезную деятельность на почве отечественной кинематографии», а режиссер В. Гончаров – золотую медаль с надписью «За усердие». «Оборона Севастополя», одна из первых в мире полнометражных художественных картин (продолжительностью 1 час 40 минут), явилась показателем зрелости русской кинематографии, ее возможности решать серьезные задачи.
КРАСОТА-ТО КАКАЯ!
В последующие годы Крым становится излюбленным местом съемок. Здесь работали Е. Бауэр, Я. Протазанов, П. Чардынин и многие другие режиссеры раннего российского кино. Каждый из них, как вспоминал А. Ханжонков, стремился в своих картинах запечатлеть наиболее красивые места в окрестностях Ялты, «...таким образом, на экран попали все стильные и оригинальные виллы – Остроумова, Эмира Бухарского, Карагача, Ласточкино гнездо и другие. Это был период интенсивной работы…».
Когда весной 1917 г. начались подготовительные работы к летнему сезону и в крупных фирмах составлялись съемочные группы для отправки на Кавказ и в Крым, А. Ханжонков пришел к заключению, что «для спокойной и продуктивной работы необходимо иметь на лето специальную базу с хорошо оборудованной лабораторией и площадкой… Мой выбор места для такой базы остановился на Крыме, где солнечных дней в году больше, чем на Кавказе, да и дорожное сообщение гораздо лучше. Для этой цели в г. Ялте на Аутской был куплен участок с прекрасными декоративными растениями и соответствующим домом. Здесь мы решили оборудовать нашу первую в русском кинопроизводстве собственную съемочную летнюю базу…».
Интересно, что революционное лихолетье превратило Крым в главную киноплощадку страны. Вынужденные оставить свою деятельность в столицах, кинодеятели переносят ее на юг. Вслед за А. Ханжонковым летом в 1918 г. начинает строить свой павильон на Николаевской улице в Ялте еще один крупный предприниматель И. Ермольев, приезжают и возобновляют работу другие кинопромышленники. Крупнейший русский режиссер Евгений Бауэр, фильмы которого называли «уникальной живописью в движении», снимает здесь свои последние ленты: «Умирающий лебедь» и «За счастьем». Изысканная красота изображения, столь присущая его творчеству, в этих картинах рокового 1917 г. пронизана темой неизбежности смерти, трагедии, разрушения. Большую роль здесь сыграли натурные съемки на роскошной крымской природе: залитые солнцем белоснежные виллы, фонтаны с прозрачной водой в парках, кипарисовые аллеи, дикий берег с огромными валунами, бурлящее море – все это создает живой, выразительный фон действия, усиливает напряженность.
ИЗ ВСЕХ ИСКУССТВ…
Как известно, советская власть развитию кино придавала большое значение. В Крыму этому можно найти неожиданное подтверждение. Всего два с половиной месяца – с апреля 1919 г. до прихода генерала Деникина в июне – Красная армия занимала Крым. Но уже 22 мая 1919 г. газета «Известия Ялтинского Военно-революционного комитета» публикует следующее постановление Крымсовнархоза: «Национализация кинематографических фабрик. В заседании коллегии промышленной секции Крымского совета народного хозяйства постановлено объявить кинематографические фабрики акционерного общества “А. А. Ханжонков и Компания”, “Товарищество на паях И. Н. Ермольева” и “Русь” Торгового дома М. С. Трофимова в Ялте собственностью Крымской Социалистической Советской Республики. Фабрика должна находиться в введении Крымского Совета народного хозяйства». Таким образом, Крымсовнархоз предвосхитил ленинский декрет о национализации кино- и фотопромышленности, с которого начинает свою историю советское кино: он будет подписан позже, 27 августа 1919 г.
В условиях Гражданской войны, постоянной смены власти, вторжения немецких, а затем союзнических войск А. Ханжонков прилагает невероятные усилия для сохранения кинематографической базы, беспокоится о ее загрузке, стремится удержать творческие кадры. Делать это становится все трудней: к концу 1920 г. кинематографическая жизнь в Ялте совсем замирает, почти все крупные кинодеятели покидают Крым. Чудом получив часть выручки от компаньона из своего филиала в Ростове-на-Дону, А. Ханжонков вкладывает деньги в развитие дела. «Я давно хотел, – писал он, – при первой возможности построить в Ялте большое фундаментальное ателье со всеми подсобными цехами по последнему слову заграничной техники». В то время, когда последними пароходами вывозилось все, в том числе и кинооборудование, А. Ханжонков не увозит за кордон, а, напротив, вкладывает все средства в будущую киностудию.
ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ЭПОХА
С сентября 1922 г. на Ялтинской кинофабрике начинается производство советских кинолент. Старейший мастер отечественного кино, основоположник ВГИКа Владимир Гардин в период с 1922 по 1924 г. снимает здесь пять из восьми фильмов, выпущенных студией. Наиболее выразительным из них критика назвала фильм «Слесарь и канцлер» по пьесе А. Луначарского, рассказывающий о революции в Нормандии.
Знаменитое крымское землетрясение 1927 г. прерывает киносъемочные работы до 1929 г. В феврале 1930 г. газета «Кино-Фронт» сообщает о передаче Ялтинской кинофабрики в ведение «Востоккино». В этот период начинается активное использование в кино ландшафтов Крыма для воспроизведения на экране самых разных географических территорий: выходят фильмы, действие которых происходит то на Севере («Голубой песец», 1930), то в Средней Азии («Джут», 1931), то в Осетии («Тоннель», 1933).
В 1930-е гг., когда перед кинематографией встали задачи наращивания объемов производства, замыслы А. А. Ханжонкова о создании в Крыму мощного центра кинематографического производства неожиданно находят поддержку у советского руководства. Начальник Главного управления кинофотопромышленности (ГУКФ) Б. З. Шумяцкий после поездки в США выдвигает идею строительства на юге страны в благоприятных климатических и природных условиях киногорода – «советского Голливуда» с киностудиями, оснащенными новейшим оборудованием. Он должен обеспечить массовое производство фильмов: на первых порах до 200 картин в год, к концу десятилетия – до 300. Наиболее подходящим местом для строительства киногорода признан был район в Крыму Байдары – Ласпи – Форос –мыс Фиолент.
Грандиозность планов строительства советского Голливуда поражала воображение: было намечено построить 22 киностудии; производственные предприятия киногорода должны были занять 400 га, для постройки постоянных декораций намечено выделить 500 га. Кубатура жилых помещений соцгорода, предназначенных для работников кинематографии, должна была составить 7,2 млн кв. м.; коммунальных и прочих помещений – 3,2 млн кв. м. Планировалось, что из 25 тыс. жителей соцгорода не менее 22 тыс. будут заняты непосредственно на производстве. Газета «Кино» от 26 января 1936 г. писала: «Перед архитекторами стоит задача – архитектурно так оформить весь киногород, чтобы его можно было использовать для будущих киносъемок. С этой целью отдельные кварталы и дома должны иметь свою архитектуру». Однако амбициозным планам строительства советского киногорода не суждено было сбыться.
СОВЕТСКОЕ – ЗНАЧИТ ЛУЧШЕЕ
Несмотря на зловещую политическую обстановку в стране, киноискусство 1930-х гг. интенсивно развивается, осваивая разнообразные тематические и жанровые формы; оно решительно завоевывает зрителя, и прежде всего юного. «Белеет парус одинокий» режиссера В. Легошина, «Дети капитана Гранта» и «Остров сокровищ» В. Вайнштока, фильмы-сказки А. Роу «По щучьему велению» и «Василиса Прекрасная», «Золотой ключик» А. Птушко, «Гаврош» Т. Лукашевич и многие другие снимаются на Ялтинской киностудии, ставшей в 1936 г. базой созданного тогда же «Союздетфильма» (в будущем – «Киностудия им. М. Горького»).
В 1945 г., сразу после победы в Великой Отечественной войне, началось восстановление Ялтинской киностудии. Являясь по существу всесоюзной площадкой для съемок фильмов, она славилась специалистами декорационного цеха, мастерами разного рода необычных приспособлений для сложных съемок. Так, в 1956 г. режиссер Александр Птушко поставил здесь свою новую сказку – один из первых советских широкоэкранных фильмов со стереофоническим звуком «Илья Муромец». Для фильма были возведены древний дворец князя Владимира и стан тугаринского царя, украшенный изображениями различных чудовищ. Пришлось строить совершенно необычные вещи: механического коня, повторяющего все движения живой лошади, дракона – двигающегося, летающего, огнедышащего, а также Идолище Поганое и многое другое…
В 1960-е гг. на базе Ялтинской киностудии снимается несколько выдающихся фильмов, использующих своеобразие местного колорита не просто как красивую фактуру, но и как выразительный элемент образной системы произведений. Это «Алые паруса» А. Птушко, «Гамлет» и «Король Лир» Г. Козинцева, «Дама с собачкой» И. Хейфеца. О знаменитой сцене зарождающейся любви, где герои сидели на скамейке, смотрели на море и молчали, Иосиф Хейфиц писал в 1966 г. в журнале «Искусство кино»: «Умиротворение! Растворение в природе! Здесь все отдается пейзажу! Он несет самую активную драматургическую функцию. Море, вечность! <…> Гуров и Анна Сергеевна сидят на каменной скамье, совсем крошечные, а вокруг бешено много воздуха, облака, горы. Во всем этом два человека растворились, слились, существуют как часть этого рассветного пейзажа».
В 1961 г. Крымский полуостров был избран местом съемок первой советской игровой картины с большим количеством подводных съемок – «Человек-амфибия». В районе бухты Ласпи был оборудован подводный павильон с декорациями, воссоздающими морское дно, перед камерой установили узкий прозрачный аквариум с морскими обитателями. Ленинградские киноинженеры специально для фильма разработали особые герметически закрытые камеры-боксы. Вот как описывал работу над картиной автор статьи «В морской пучине» («Молодой ленинец», 15 декабря 1961 г.) В. Брусянин: «В воде проводили порой по целому часу. Правда, сами съемки продолжались не более 40–50 секунд – ровно столько, на сколько хватало воздуха Владимиру Кореневу и Анастасии Вертинской… Затем актеры отдыхали – дышали через шланг сжатым воздухом – там же, под водой, потому что подъемы и спуски заняли бы немало времени… Необычайного было много в этой необычной киноэкспедиции». Интересный сюжет, завораживающие подводные съемки, талантливая работа актеров сделали фильм на многие годы одним из любимых советскими зрителями.
ДЕТСКОЕ КИНО И ВЗРОСЛЫЕ ПЛАНЫ
В 1963 г. Ялтинская студия становится филиалом Центральной киностудии детских и юношеских фильмов им. М. Горького и начинает выпускать по 2–3 детских фильма в год. Срединих – «Остров сокровищ» Е. Фридмана (1971), практически целиком снятый в Крыму. Во время съемок картины вдоль побережья курсировала парусная шхуна «Эспаньола» с отважными моряками, в холмистом районе поселка Малореченское была построена таверна Билли Бонса, а на высокогорной поляне Камбопуле – деревянный бревенчатый форт, в котором герои защищались от пиратов. К «крымским» можно отнести и фильмы выдающегося режиссера-сказочника Александра Роу, который огромное значение придавал натурным съемкам: «Я считаю, что на натуре, на природе, всякое сказочное чудо удается гораздо лучше, чем в павильоне», – писал он в журнале «Советский экран» в 1964 г. Неслучайно многие его картины, сочетающие съемки на натуре с использованием масштабных декораций, снимались на базе Ялтинской студии: это и самая первая картина «По щучьему велению» (1938), и знаменитый фильм «Морозко» (1965) , и «Варвара-краса, длинная коса» (1969) и др.
1960-1980-е гг. прошлого века – наиболее плодотворный период для крымского кино: в отдельные дни весь Крымский полуостров превращался в большую съемочную площадку. За двадцать лет здесь было снято свыше 70 фильмов.
В этот период принимается решение о создании нового кинокомплекса на Поликуровском холме в Ялте с натурными площадками, бассейном для подводных съемок, специальными помещениями для съемочных групп и оборудования.
Предусматривается создание цеха декоративно-технических сооружений, помещений для озвучивания и монтажа, цеха осветительной и съемочной техники. Предполагалось, что после окончания строительства кинокомплекса Ялтинская студия сможет ежегодно обслуживать до 40 киноэкспедиций и выпускать несколько собственных фильмов. Начались строительные работы. Казалось, мечта о киногороде – русском Голливуде – вот-вот станет реальностью…
Но начавшаяся перестройка и последующий развал СССР в корне изменили ситуацию. В 1988 г. Ялтинская киностудия становится самостоятельным государственным предприятием – Крымской киностудией «Ялтафильм». В новых экономических условиях возникают большие проблемы, начатое строительство замораживается. Экономический кризис 1990-х гг. резко ограничил возможности производства фильмов на всем пространстве бывшего СССР. Теперь лишь редкие съемочные группы появляются в Крыму. Отсутствие заказов, финансовые и кадровые проблемы ставят Ялтинскую киностудию на грань выживания. Только к концу 1990-х гг. ситуация начинает немного улучшаться.
Сегодня перед крымским кино стоят новые задачи. Но я уверен: мы увидим еще много хороших картин, снятых на этой уникальной земле.