17 сентября 2017 Огни Москвы

Автор: Денис Ромодин, научный сотрудник Музея современной истории России


От факелов XVII века до светодиодов наших дней

Современная вечерняя Москва – одна из самых освещенных столиц мира. Проходя по ночным улицам города под множеством ярких фонарей, мимо зданий с неоновой рекламой и затейливой подсветкой, с трудом представляешь, что до первой трети XVIII в. в Москве не существовало централизованного освещения проезжих частей – и с наступлением сумерек улицы города пустели и становились весьма небезопасными. Припозднившийся прохожий легко мог стать жертвой «лихих людей» или же просто покалечиться из-за того, что мостовые представляли собой достаточно плачевное зрелище.

В Средние века улицы ночной столицы освещали лишь в дни каких-либо знаменательных событий. Так, осенью 1602 г., во время приезда датского принца Иоанна, за которого царь Борис Годунов собирался выдать свою дочь Ксению, на улицах и площадях Москвы были устроены специальные высокие жаровни, в которых жгли костры. А в 1699 г. Пётр I издал указ, обязывающий москвичей в темное время суток передвигаться по улицам с зажженными факелами. И лишь в 1730 г. по указу Анны Иоанновны в Москве появляется первое централизованное освещение: фонари, установленные на кронштейны, которые, в свою очередь, крепились на деревянных столбах, окрашенных белой и «дикой» (серо-голубой) масляной краской. Внутри фонарного короба находилась жестяная лампа с конопляным маслом. Они освещали очень малую территорию: такой фонарь освещал как 1–2 свечи. На ночь для одного такого светильника полагалось 24 золотника конопляного масла (1 золотник = 4,266 грамма), а хватало его всего на несколько часов (как правило, фонари гасли задолго до полуночи). Дело в том, что фонарщики нередко использовали масло для своих нужд: например, добавляли в кашу. Поэтому, чтобы отвадить фонарщиков употреблять казенное масло в пищу, в начале XIX в. в него начнут подливать скипидар.

Первые электрические столбы в Москве. 1880-е гг.

Для обслуживания светильников каждый фонарщик снабжался непременным атрибутом – деревянной лестницей с железными гвоздями на концах. В среднем фонарщику за вечер приходилось зажигать до 150 фонарей, расположенных на протяжении нескольких километров.

Уже в первой трети XIX в. московские улицы начинают освещать так называемые варшавские фонари, в которых заливалось лампадное масло, но из-за высокой цены на него число таких фонарей не превысило 160. А в 1851 г. на Тверской улице вместо масляных фонарей появляются 100 спиртовых фонарей. Контроль над имуществом и расходованием жидкости осуществлял отставной унтер-офицер. В его распоряжении находились десять фонарных служителей, каждый из которых обязан был следить за горением фонарей в ночное время суток и тушить их в положенные часы.

Осветительный сезон в Москве длился восемь месяцев (с 1 сентября по 1 мая), причем зажигали фонари только восемнадцать ночей в месяц: в лунные ночи их использовать не полагалось. Зато во время больших празднеств вдобавок к масляным и спиртовым фонарям появлялись многочисленные иллюминации из «шкаликов» – стаканчиков с залитым салом, которые крепились на деревянных каркасах, установленных на фасадах зданий.

Иллюминация на Соборной площади в честь коронации императора Александра I в 1801 году. Худ. Ф. Я. Алексеев. 1802 г. Государственный Эрмитаж

В 1863 г. Московская городская дума «объявляет тендер» на устройство городского освещения керосиновыми фонарями, и подряд получает французский подданный Ф. Боаталь. Незадолго до этого, в 1861 г., петербургское отделение немецкой фирмы «Сименс и Гальске» обращается к московскому генерал-губернатору с предложением об устройстве газового освещения на улицах Москвы. С тем же предложением обратилось еще несколько фирм в 1865 г. Московская городская дума заключает с голландским предпринимателем А. Букье и британским инженером Н. Гольдсмитом контракт на строительство газового завода и освещение Москвы газом сроком на 30 лет. Через три года близ Курско-Нижегородского вокзала (ныне Курский) были построены первые корпуса завода.

К концу XIX в. газовое освещение города модернизировалось, и на московских улицах появились фонари с газо-калильной сеткой, которая при накаливании испускала яркий свет. Устанавливались такие светильники на металлических столбах-колоннах, внутри которых помещался газовый стояк, соединенный с магистральной сетью газового завода. Однако такие конструкции эксплуатировались лишь в пределах Садового кольца (за исключением Замоскворечья и Бульварного кольца), остальные части города по-прежнему освещались при помощи керосиновых фонарей.

Первые уличные электрические фонари появляются в Москве в 1880 г.: на Петровских линиях, у ресторана «Яр», на территории фабрики купцов Алексеевых и в саду «Эрмитаж». А в 1883 г. – и на площадках вокруг храма Христа Спасителя. Дальнейшее развитие городского электрического освещения требовало бо́льших мощностей.

Праздничная иллюминация на проспекте Калинина (ныне ул. Новый Арбат). 1972 г. Фотохроника ТАСС

В 1886 г. Московская городская дума подписывает договор с Обществом городского освещения, а уже через год по проекту архитектора В. Д. Шера в Георгиевском переулке возводится первая электростанция (ныне Московский государственный выставочный зал «Новый Манеж»). Согласно этому договору, обществу разрешалось в течение 49 лет прокладывать электропроводку по улицам и площадям города.

С появлением нескольких видов освещения в городе начинается жесткая конкурентная борьба, вследствие которой газовая компания Букье и Гольдсмита несет огромные убытки и по истечении срока концессии, в 1905 г., газовый завод переходит в собственность городских властей, причем в довольно запущенном виде.

В 1912 г. столичные власти создают специальный Отдел освещения, который разрабатывает масштабный план по переустройству городского освещения. Однако полной реализации этого плана помешали Первая мировая война и революционные события 1917 г.

Старший научный сотрудник лаборатории Московского электролампового завода Т. Л. Флюдина за работой над новыми магистральными светильниками. 1 апреля 1977 г. Фотохроника ТАСС

В конце 1920-х гг. городское освещение пришло в полный упадок: практически все фонари пострадали в дни октябрьских событий, керосин же растащили жители. В 1918 г. освещение улиц осуществлялось до 23 часов и только в зимнее время. И только с 1920 г., после принятия советским правительством плана электрификации России (план ГОЭЛРО), в Москве начинается восстановление разрушенного хозяйства освещения города. К 1931 г. в Москве ликвидируются все керосинокалильные фонари, а к 1932 г. – и все газовые.

Во второй половине 1930-х гг. на центральные улицы города на смену дореволюционным металлическим фонарным столбам Екатерининского завода и завода Смита приходят новые чугунные литые колонны, украшенные декоративными деталями, изготовленные на Мышегском заводе в Алексине (их все еще можно увидеть на 2-й Прядильной улице). В 1937 г. вдоль улицы Горького (с 1990 г. историческое название Тверская) на таких колоннах установили фонари с ртутными лампами, которые были гораздо мощнее традиционных ламп накаливания. А первой улицей, освещенной ртутными лампами стал Охотный Ряд. В это же время в городе появилась праздничная иллюминация и подсветка зданий. Для решения этой задачи в марте 1930 г. в Москве при тресте наружного освещения «Мосгорсвет» была создана Фабрика свето-художественных работ.

С 22 июня 1941 г. в Москве вводится военное положение, а с 30 июня – режим полного затемнения города. Таким образом, в вечернее и ночное время суток фонари не должны были нарушать темноту московских улиц. Главная проблема уличных фонарей, представлявших собой вазонообразные или шарообразные светильники, заключалась в том, что они очень хорошо были видны сверху и давали большой радиус света. Пришлось устанавливать специальное маскировочное освещение, которое использовалось в городе вплоть до 1944 г.

Государственный центральный музей современной истории России на Тверской улице. 2016 г.

После окончания Великой Отечественной войны начинается восстановление городского хозяйства и подготовка к празднованию 800-летия со дня его основания. Мосгорисполком принимает решение о создании новых видов осветительных конструкций, при этом особое внимание уделяется их внешнему виду. Основные направление архитектуры конца 1940-х – первой половины 1950-х гг. способствует созданию художественных фонарных опор. Именно в эти годы на территории ВСХВ (Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Ныне ВДНХ – Выставка достижений народного хозяйства) появились оригинальные фонари-колосья, а городские площади были украшены опорами с ажурными кронштейнами (сохранились до нашего времени на Театральной, Пушкинской и Кудринской площадях). Они и сейчас выделяются своими роскошными гроздьями светильников, напоминающими струи фонтанов. К сожалению, большинство из таких затейливых кронштейнов середины XX в. были заменены в последующие десятилетия на довольно утилитарные и безликие.

Безусловно, что главным направлением деятельности властей в этой области была модернизация всей системы освещения. Поэтому уже в начале 1950-х гг. московские улицы оснащаются газоразрядными ртутными лампами, а на многих магистралях появляются весьма оригинальные фонари с люминесцентными лампами.

В 1950 г. выходит приказ Министерства торговли СССР № 830 «О состоянии торговой рекламы и мероприятиях по ее улучшению», а спустя 6 лет – циркулярное письмо того же министерства «О развитии и улучшении газосветной торговой рекламы». В результате на рубеже 1950–1960-х гг. город озаряется газосветной рекламой, агитационными и торговыми вывесками. Для треста «Газосвет» начинают работать известные художники-графики, которые придумывают затейливые шрифты и символику. В качестве опытной площадки выбирают улицу Горького и Ленинский проспект с новыми домами и современными магазинами.

Вид на Кремль и Московский международный деловой центр «Москва-Сити». 2017 г. Фотохроника ТАСС

С 1978 г. улицы города начинают освещаться новыми импортными светильниками с натриевыми лампами высокого давления. Такое освещение гораздо эффективнее. Однако в эти годы новые фонари (за редким исключением) не отличаются декоративным разнообразием и являются лишь функциональной частью городских магистралей.

В 1990-е гг. ситуация меняется. В 1994 г. на Манежной площади появляются декоративные светильники, которые, наряду с другими малыми архитектурными формами, становятся символами нового московского стиля. А на Тверской улице в 1996 г. устанавливаются стильные декоративные фонари. В этот же период в городе проходит мощная реконструкция городского освещения: начинает освещаться Московская кольцевая автодорога, а многие известные московские здания приобретают свое постоянное вечернее архитектурно-художественное освещение. Причем город становится светлее не только за счет более яркого уличного освещения, но и благодаря городской рекламе, которая буквально наводнила московские улицы.

Ситуация резко изменилась в 2013 г. в связи с решением о начале реконструкции московских улиц. Стартовой площадкой стало пространство Крымской набережной. К этому времени на российский рынок приходят светодиоды – маленькие, компактные и не требующие больших коробов. Именно они делают революцию в начале 2010-х гг. – не только в интерьерном, но в наружном освещении. Осенью 2013 г. на Крымской набережной зажигается новый свет – на новых, специально разработанных дизайнерских опорах. Вскоре и на других улицах появляется светодиодное освещение, которое вдобавок является более экономичным. В рамках городских программ начиная с 2015 г. московские улицы и переулки стали погружаться в капитальный ремонт, после которого на обновленных тротуарах наконец-то появились декоративные фонарные опоры. Некоторые из них были изготовлены по образцам сохранившихся старых опор первой половины XX в., благодаря помощи сотрудников музея «Огни Москвы», Музея Москвы и Музея современной истории России. На обновленной Тверской улице в 2016–2017 гг. появились реплики декоративных опор рубежа 1940–1950-х гг., а район Большой Никитской украсился опорами, стилизованными под фонари 1910-х гг. Не были забыты и окраины Москвы, где в парковых зонах появились новые изящные и современные опоры с фонарями, которые уже стали не только нужным функциональным элементом, но и украшением города.

Осталось только пригласить москвичей и гостей столицы полюбоваться вечерней Москвой. Пройдитесь по улицам города, и вы получите истинное удовольствие от его оригинального и яркого освещения!