Афоноскоп изобретателя Андреева

Афоноскоп изобретателя Андреева. Фото М. Полищук

 

На выставке «Страна мечтателей — страна героев» в Музее современной истории России представлен уникальный экспонат — афоноскоп изобретателя Андреева. Это действительно исключительная вещь — единственная в своём роде, поскольку аппарат этот сохранился в мире в единственном экземпляре!

 

Грампластинка гигант (диаметр 30 см) «Антарктика». Фото М. Полищук

 

Афоноскоп представляет собой аппарат для просмотра диафильмов со звуковым сопровождением и автоматической сменой кадров. По сути, это один из предвестников знаменитого видеомагнитофона. Сейчас уже трудно сказать, насколько эта оригинальная конструкция была распространена в тридцатых годах: тогда техническая мысль в первом в мире социалистическом государстве кипела вовсю, и инженеры предлагали различное оборудование, в том числе и в области звуковоспроизведения и изображения.

Этот аппарат сохранился по одной, но очень весомой причине — он был подарен Иосифу Сталину. Такая практика преподнесения «отцу народов» подарков, подтверждающих, что СССР находится на передовом крае технической и промышленной революции, была в то время повсеместной. Понятно, что особенно активизировались партийные организации, предприятия, научные институты в преддверии юбилеев — октябрьских событий и самого отца народов. Сегодня в Музее современной истории России хранится внушительная коллекция подарков Сталину.

 

Футляр с диафильмами. Фото М. Полищук

 

В главной инвентарной книге музея «Афоноскоп от изобретателя Андреева» записан под номером «ГИК 19952». Запись в ГИК сделана 8 июля 1946 года.

В акте приёма указано следующее:

«Акт № 16

8 июля 1946 г.

Акт в том, что Секретариат И. В. Сталина в лице т. Липатова сдал, а Музей революции СССР в лице т. Анучиной и т. Боровой принял Сталинские подарки по прилагаемому списку в кол-ве 99 номеров».

Итак, вернёмся к афоноскопу Андреева. Как же работал этот аппарат двойного назначения (это ведь были первые попытки объединить звук и изображение)? В фонофонде музея сохранились две грампластинки (гранд и гигант) для прослушивания записей на скорости 331/3 оборота в минуту, специально выпущенные для этого или ему подобного оборудования. Это «Тараканище» диаметром 25 см (гранд) и «Антарктика» диаметром 30 см (гигант). Пластинки также являются подарками И. В. Сталину. Поэтому на них нет заводских этикеток, а запись выполнена от руки. На обеих грампластинках проставлена одинаковая дата: 5.04.36 г. Специалисты отмечают, что скорость записи обеих грампластинок 331/3 об/мин, что очень необычно для 1936 года, когда скорость записи большинства грампластинок составляла 78 об/мин. На одной из грампластинок записано стихотворение Корнея Чуковского «Тараканище». Эксперты музея сравнили голос чтеца со звукозаписями Чуковского, имеющимися в фонофонде ГЦМСИР, и пришли к мнению, что это авторское исполнение. Вторая грампластинка, «Шестая часть суши - Антарктика», — лекция о шестом континенте.

 В одной из четырёх лунок на корпусе аппарата хранилась металлическая коробочка с двумя диафильмами. Специалисты Музея современной истории России досконально изучили эти диафильмы.

  1. Диафильм «Тараканище». Автор К. Чуковский. Рисунки Б. Серёжникова. Производство фабрики № 5 треста «Союзтехфильм» Главного управления КИНОФОТО промышленности при Совнаркоме СССР. 1935 г.

Это обычный диафильм, который можно смотреть на любом ручном диапроекторе, так как и текст, и изображение помещены в кадре. Всего в диафильме 57 кадров.

 

Кадр № 10 из диафильма «Антарктика»

 

  1. Диафильм «Шестая часть света — Антарктика». Автор В.Я. Якубович. Редактор
    ф-ки Ф. Я. Лаунберг. Художник И. К. Байтодоров. В диафильме 93 кадра.

Этот диафильм был сделан уже специально для иллюстрации лекции. Длительность звучания — 21 мин 26 сек. Тексты между тоновыми посылками пронумерованы и сопоставлены с номерами кадров. Специалистами музея были выявлены пропуски тоновых импульсов, по одному на каждой стороне. Такой брак лишает запись синхронизации видео- и аудиорядов, и это было главным недостатком аппарата.

Между тем номера на пластинках говорят о том, что для афоноскопа было выпущено как минимум ещё 10 фонограмм.

Аппарат «Афоноскоп», без сомнения, был новым словом в звуковой и видеотехнике 1930-х годов. Их использование предполагалось больше в учреждениях просвещения того времени — школах, курсах, лекционной работе.

Михаил Полищук, научный сотрудник отдела документальных фондов ГЦМСИР, хранитель коллекции «Фонофонд»

Материалы по теме