31 октября 2017 Игорь Сикорский – великий изгнанник

Автор: Сергей Сергеев, кандидат исторических наук


Потери России от вынужденной эмиграции части ее интеллигенции в 1917 – начале 1920-х гг. значительны. Среди изгнанников были люди выдающихся творческих способностей в самых разных сферах культуры и науки. Одна из наиболее масштабных фигур в этом ряду – великий авиаконструктор Игорь Иванович Сикорский – Илья Муромец русского авиастроения.

Он родился 25 мая 1889 г. в Киеве в семье сына сельского православного священника, профессора кафедры психиатрии Киевского университета Ивана Алексеевича Сикорского (1842–1919), основоположника изучения проблем детской психологии и невропатологии в русской медицине и автора нескольких работ по этнопсихологии. Иван Алексеевич был известен также своими правыми политическими взглядами и участвовал в работе Киевского клуба русских националистов.

В 1906 г. Игорь Сикорский закончил Петербургский морской кадетский корпус, но продолжать карьеру морского офицера не пожелал: с ранней юности его влекла бурно развивавшаяся в то время авиация. В 1907 г. он поступил на механический факультет Киевского политехнического института, где существовала воздухоплавательная секция механического кружка. В июле 1909 г. молодой энтузиаст построил свой первый, весьма примитивный вертолет, грузоподъемность которого составляла всего 140 кг. Однако в воздух этот аппарат подняться так и не смог. Потерпев неудачу, Сикорский переключился на создание аэропланов. И уже 3 июня 1910 г. он поднял в воздух первый самолет собственной конструкции С-2. Он пролетел всего около 200 м на высоте 1–1,5 м, но это был третий в России полет на аэроплане отечественной конструкции.

Аэросани Сикорского № 1. 1910 г.

Сикорский упорно совершенствовал качество своих аппаратов, они поднимались все выше. В 1911 г. модель С-5 совершила первый в России полет с пассажиром на борту. В том же году Игорь Иванович получил приглашение принять участие в военных маневрах под Киевом, где его С-5 установил сразу четыре российских рекорда: по высоте – 500 м, дальности полета – 85 км, продолжительности – 52 минуты, скорости – 125 км/час. Присутствовавший на маневрах император Николай II встретился с молодым конструктором и пожелал ему дальнейших успехов. На новой модели С-6 в декабре 1911 г. Сикорский установил мировой рекорд для полета с двумя пассажирами – первый русский мировой рекорд вообще, – достигнув скорости 111 км/час.

В 1912 г. изобретатель получил предложение занять должность «наблюдающего за постройкой своих самолетов» на Русско-Балтийском вагонном заводе, который, помимо зарплаты и авторских, обязался предоставлять ему возможности для создания не менее одного опытного самолета в год. «С этого момента Сикорский превратился из авиатора-любителя в профессионального инженера-авиаконструктора, зарабатывающего деньги своими умениями и знаниями» (Н. В. Овчинников). Вскоре он стал управляющим авиационным отделением завода.

В мае 1913 г., в 24 года, Сикорский первым в мире создал многомоторный самолет «Русский витязь», который по размерам почти в 2 раза превышал обычные аэропланы. С новым самолетом пожелал ознакомиться Николай II. От имени императора создателю «Витязя» были преподнесены золотые часы с бриллиантовым изображением государственного герба. В октябре 1913 г. была завершена постройка нового четырехмоторного самолета – «Ильи Муромца», ставшего усовершенствованным вариантом «Витязя». При той же суммарной мощности моторов «Муромец» мог поднимать вдвое большую нагрузку. За него Сикорский был награжден орденом Святого Владимира IV степени, а также получил государственный грант на продолжение своих работ. «Муромец» планировался как пассажирский самолет, но в это время началась Первая мировая война, и он стал бомбардировщиком.

Самолет Сикорского «Илья Муромец». 1914 г.

Революционные события 1917 г. круто изменили жизнь преуспевающего авиаконструктора. Авиационное производство, как и промышленность в целом, оказалось в катастрофическом состоянии, Русско-Балтийский завод был национализирован «рабоче-крестьянской» властью. В феврале 1918 г. Сикорский покинул Россию и, прожив недолго во Франции, в марте 1919 г. перебрался в Нью-Йорк. Долгое время ему не удавалось возобновить работу по специальности, авиаконструктор вынужден был давать недорогие уроки математики в вечерней школе русских эмигрантов и читать лекции по авиации и астрономии для всех интересующихся. Лишь в марте 1923 г. в Нью-Йорке была зарегистрирована новая компания – Sikorsky Aero Engineering Corporation, – пайщиками и работниками которой стали главным образом русские эмигранты. Начальный капитал компании составлял всего 800 долларов, а располагалась она на территории птицеводческой фермы русского эмигранта, бывшего летчика В. В. Утгофа.

Важную помощь новому делу оказал композитор С. В. Рахманинов, купивший акции фирмы на 5 тыс. долларов (позднее Сикорский вернет ему эти деньги с процентами). Этой суммы хватило, чтобы закончить постройку нового самолета S-29А, ставшего одним из первых двухмоторных самолетов в США. К концу 1924 г. S-29А совершил 45 полетов и перевез 420 пассажиров. Всего самолет поднимался в воздух около 200 раз, ни разу не потерпев аварии. В мае 1927 г. он был продан авиатору Р. Тернеру за 11 тыс. долларов.

Гидросамолет S-38. 1930-е гг.

В 1925 г. компания Сикорского реорганизовалась, получив название Sikorsky Manufacturing Company. Пост ее президента занял бизнесмен из Массачусетса Арнольд Дикинсон, который сделал крупный денежный взнос в компанию. И. И. Сикорский стал вице-президентом и главным конструктором. Первый самолет S-37 был продан американской авиакомпании, выполнявшей рейсы в Южной Америке. Он брал на борт до 18 пассажиров, набирал скорость 195 км/час, поднимался на 5-километровую высоту и перелетал через Андские горы – впервые в мире. Еще один S-37 заказала американская армия. Он предназначался для использования в качестве ночного бомбардировщика, нес до 5 тонн нагрузки.

В 1930-х гг. Сикорский, наряду с постройкой самолетов, занялся также конструированием летающих лодок, амфибий и гидропланов. Амфибия S-38 имела большой коммерческий успех. Испытывавший ее шеф-пилот Pan American Чарльз Линдберг высоко оценил летные качества машины, ее удобство и безопасность для пассажиров. На новую модель посыпались заказы от авиакомпаний: S-38 покупали военные моряки, армия, морская пехота, нефтяные фирмы. Еще в 1928 г. компания приобрела для строительства нового завода участок земли в городке Стрэтфорд, близ Бриджпорта, штат Коннектикут, и реорганизовалась в Sikorsky Aircraft Corporation. Среди рабочих и инженеров завода было около сотни русских эмигрантов, ныне американских граждан (сам Сикорский также получил гражданство США в 1928 г.). Русская община Стрэтфорда построила православный храм – церковь Святителя Николая Чудотворца.

Вертолет S-51. 1950-е гг.

В конце 1930-х гг. произошло падение спроса на гидропланы, и Сикорский переключился на производство вертолетов, т. е. вернулся к тому, с чего начинал свою карьеру конструктора. За годы Второй мировой войны компанией Sikorsky Aircraft Corporation было выпущено по контракту с военным ведомством 420 вертолетов S-47, S-48 и S-49. Благодаря Игорю Сикорскому США оказались единственной страной, которая к концу войны имела свою вертолетную промышленность.

После войны фирма перешла на вертолеты гражданского или двойного назначения. В 1947 г. в Лос-Анджелесе 5 S-51 обслуживали доставку почты – это была первая в мире почтовая вертолетная служба. S-51 поставлялись также за рубеж. В декабре 1946 г. лицензию на производство S-51 приобрели англичане, после чего у них началось собственное серийное вертолетостроение. В 1948 г. Королевское общество аэронавтики наградило Сикорского за вклад в развитие британского вертолетостроения почетным призом – Большой серебряной медалью. К середине 1950 г. в армии США уже находился 161 вертолет S-51. Он использовался также и для гражданских целей.

Вертолет S-55 армии США во время войны в Корее. 1950–1953 гг.

С конца 1940-х гг. Игорь Сикорский сосредоточился на создании тяжелых транспортных машин, большой успех имела модель S-55. Всего же Sikorsky Aircraft за 12 лет построила 1282 вертолета S-55 разных модификаций – 1025 военных и 257 гражданских. Для выполнения постоянно растущих заказов пришлось расширить завод. Число его сотрудников в 1953 г. составило уже 4 тыс. человек. В 1954–1955 гг. был построен новый завод в Бриджпорте. В 1952 г. S-55 первым в мире среди вертолетов совершил трансатлантический перелет и стал самым массовым транспортным вертолетом своего времени. С 1953 г. эти вертолеты начали обслуживать международные пассажирские рейсы в Европе, а также были приняты на вооружение армиями 40 стран. Широкое признание получили и следующие модели – S-56 и S-58. Помимо выполнения заказов армии и гражданских компаний, фирма Сикорского с 1957 г. поставляла вертолеты для Белого дома. «Президентский» S-58 понравился Н. С. Хрущёву во время его пребывания в США в 1959 г., и 2 таких вертолета были приобретены им для поездок.

25 мая 1957 г. Игорь Иванович ушел в отставку со своей должности главного конструктора Sikorsky Aircraft, оставшись консультантом компании. В год, когда он покинул свой пост, в фирме работало уже около 11 тыс. человек, Sikorsky Aircraft была обеспечена заказами на много лет вперед. Еще при жизни конструктора его компания построила и продала более 5 тыс. вертолетов.

И. И. Сикорский в кабине вертолета VS-300, 1941 г.

Карьера Игоря Сикорского в США сложилась блестяще, он был буквально осыпан наградами и почетными званиями. Достаточно сказать, что его имя включено в США в Национальный зал славы изобретателей наряду с именами Эдисона, Бема, Ферми, О. и У. Уайтов, Пастера. Почетная медаль Джона Фрица «За научно-технические достижения в области фундаментальных и прикладных наук» в сфере авиации была присуждена только двум людям – Орвиллу Райту и Игорю Сикорскому.

И. И. Сикорский с моделью вертолета S-64. 1960-е гг.

Однако великий авиаконструктор никогда не забывал, что он русский человек, и принимал активное участие в общественной и культурной жизни русской эмиграции. Игорь Иванович входил в состав руководящего комитета Пушкинского фонда, принимал участие в его мероприятиях: 1 февраля 1937 г. он выступил в Бриджпорте с речью, посвященной поэту. Участвовал он также в деятельности Толстовского фонда, ставившего своей целью оказание финансовой помощи русским эмигрантам, с 1954 г. являясь его вице-президентом. 28 февраля 1938 г. в Нью-Йорке Сикорский выступил на собрании, посвященном 950-летию Крещения Руси. Игорь Иванович состоял в ряде эмигрантских монархических обществ, например в 1937 г. он вступил в Союз ревнителей памяти императора Николая II.

И. И. Сикорский в вертолете Sikorsky H-5. 1945 г.

К коммунистическому режиму, установившемуся в СССР, Сикорский относился резко отрицательно, в частности он заявил: «Несомненно, что пираты, бандиты, уголовники всего мира за тысячу лет пролили меньше крови, чем коммунисты в России за четверть века».

…В 1933 г. Сикорский был крайне заинтересован в получении денежной помощи от украинской диаспоры в США. Но сотрудничество не заладилось, поскольку Игорь Иванович не считал себя украинцем: «Род мой, который происходит из села на Киевщине, где мой дед и отец были священниками, чисто украинского происхождения. Однако мы считаем себя русскими». По мнению Сикорского, Украина – неотъемлемая часть России, «как Техас или Луизиана – интегральная часть Соединённых Штатов».

Важную роль в жизни Игоря Ивановича играла религия, он был глубоко верующим православным человеком, автором ряда религиозно-философских сочинений – «Значение молитвы “Отче наш”» (1942), «Невидимая встреча» (1947), «Эволюция души» (1949), «В поисках высших реальностей» (1969). По его мнению, наука и религия вовсе не противоречат друг другу, более того, интерес к устройству мира является для людей абсолютно естественным – как естественным является интерес детей к делам отца. В мире органическом действуют природные законы, жизнь человеческой души определяется ее отношениями с Богом.

И. И. Сикорский. 1940-е гг. И. И. Сикорский в кабине вертолета VS-300, 1941 г. 35

Особый интерес Сикорский в своих размышлениях проявлял к проблеме жизни души после смерти: «Суммируя наши представления о земной жизни, мы можем назвать ее замечательным даром, возможностью, данной человеческим существам для развития такого характера и индивидуальных качеств, которые желательны и ценны для выживания в более высокой реальности… Мы понимаем вечность не как бесконечное повторение дней и веков, а как жизнь на более высоком уровне реальности, вне ограничений времени… Вдохновленные писатели прошлых времен называли этот более высокий уровень реальности вечностью… Вечная жизнь является не существованием, растянутым в потоке времени на бесконечные триллионы лет. Это настоящая жизнь, которая превосходит нынешнюю и возникает в реальности более высокого порядка. С точки зрения этого порядка наша нынешняя жизнь является нереальной – как тень или сон».

И. И. Сикорский в последний год жизни

Сикорский, исходя из своего христианского мировоззрения, довольно пессимистически оценивал моральное состояние современной ему цивилизации: «Мы живем в одну из наиболее мрачных эпох человеческой истории… Достижения научно-технического прогресса за последние века высоко подняли материальные стандарты жизни и снабдили человечество удивительными игрушками электричества, летательных аппаратов, радио и т. д., но в конечном счете ничего не дали для повышения духовного уровня людей… В просвещенном и цивилизованном двадцатом веке современные Ироды, с той же целью удержания своей власти, что и древний Ирод, готовы тысячами уничтожать невинных детей бомбами и голодной блокадой».

Два слова о личной жизни авиаконструктора. От первого брака, заключенного еще в России, у него родилась дочь Татьяна, ставшая позднее профессором социологии Бриджпортского университета. Во второй раз Сикорский женился в 1924 г. на Елизавете Алексеевне Семёновой. В этом браке родилось четверо сыновей. Старший, Сергей, работал в отцовской фирме, был ее вице-президентом, остальные избрали другие профессии: Николай стал скрипачом, Игорь – адвокатом, Георгий – математиком.

Скончался великий русский человек Игорь Иванович Сикорский 26 октября 1972 г. и был похоронен в городке Истон, штат Коннектикут.