кандидат исторических наук
Существовало ли в СССР гражданское общество? Если отвечать на этот вопрос, исходя из критериев западной либеральной демократии, то, разумеется, нет. Даже те институты советского общества (например, Советы), которые формально считались инструментами общественной самодеятельности, находились под жёстким контролем коммунистической партии и не имели реальной самостоятельности. И всё же стремление людей самим определять свою судьбу неуничтожимо и рано или поздно пробивается даже сквозь структуры тотального государства, как трава сквозь асфальт.
Начиная с 1830-х гг., многие видные представители русского общества, прежде всего славянофилы и близкие к ним Ф. И. Тютчев и М. П. Погодин, в прозе и поэзии высказывали свое сочувствие славянским народам, находившимся под иноземным гнетом, мечтая об объединении всех славян вокруг России. Однако правительство Николая I, руководствовавшееся принципами монархического легитимизма, не только не потворствовало этим мечтаниям, но и активно им противодействовало: панславизм фактически находился под запретом.
Василий Розанов написал в связи с Февральской революцией 1917 г.: «Русь слиняла в два дня. Самое большее — в три». Эта метафора достаточно точно отражает головокружительную скоротечность падения старого порядка, от которого поспешили отречься все слои русского общества. Такое впечатление, что монархисты в России испарились даже в таких главных традиционных опорах самодержавия, как дворянство, армия и Церковь.
Русская интеллигенция в своем большинстве не приняла антидемократического большевистского переворота 1917 г., и поэтому она стала одной из главных жертв красного террора. По сведениям, собранным русским историком и политическим деятелем С. П. Мельгуновым, из 5004 расстрелянных во второй половине 1918 г. интеллигенты составляли 1286 – много больше представителей других слоев населения.
Потери России от вынужденной эмиграции части ее интеллигенции в 1917 – начале 1920-х гг. значительны. Среди изгнанников были люди выдающихся творческих способностей в самых разных сферах культуры и науки. Одна из наиболее масштабных фигур в этом ряду – великий авиаконструктор Игорь Иванович Сикорский – Илья Муромец русского авиастроения.
Девятнадцатого февраля 1861 г. был обнародован долгожданный Манифест Александра II об отмене крепостного права в Российской империи. Тогда же в опубликованном «Положении 19 февраля 1861 года о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» разъяснялись условия судьбоносного акта. По замыслу творцов реформы крестьяне не только освобождались от крепостной зависимости, но и становились в дальнейшем мелкими земельными собственниками, уравненными в гражданских правах с другими сословиями.
Убежденный социалист Горький вовсе не отрекался от социализма, хотя и не прошел обязательной после 1917 г. для членов РСДРП(б) перерегистрации и поэтому фактически вышел из партии. Как не перестала быть социал-демократической газетой «Новая жизнь» – под ее логотипом продолжал печататься лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Но социализм Горького и его единомышленников имел в виду прежде всего благо русского народа (как они его понимали), а вовсе не интересы мировой революции, являвшейся главной целью большевиков.
Федор Иванович Шаляпин (1873-1938) был не просто великим русским оперным артистом - для России начала XX столетия это фигура знаковая. Его блистательная карьера символизировала процесс демократизации русской культуры, в которой все более заметное место стали занимать выходцы из низов. В этом смысле судьба Шаляпина, можно сказать, типична. Человек с такой биографией не мог остаться в стороне от бурных политических событий XX века.
После Венского конгресса 1815 г. под скипетром Романовых оказалась большая часть территории Речи Посполитой, исчезнувшей еще в конце XVIII в. с политической карты Европы. Это были как удерживаемые Польшей в течение нескольких столетий бывшие земли Древней Руси (Правобережная Украина, Белоруссия), так и Литва и значительная часть собственно «этнографической Польши». Если последняя «по манию руки» Александра I образовала автономное Царство Польское со своей конституцией, армией и сеймом, то остальные сделались губерниями империи, составившими ее Западный край. Российскому государству было весьма сложно русифицировать эти осколки пусть деградировавшего и расчлененного, но все же великого когда-то государства, обладавшего многовековыми имперскими же традициями, развитой исторической памятью и национальной культурой.