26 октября 2017 Кооперативный бум. Какими были первые шаги к капитализму?

Автор: Роман Кирсанов, кандидат исторических наук


С началом перестройки советское руководство встало перед необходимостью включения элементов рыночной экономики в социалистическую систему производства. Одной из первых компромиссных форм нового хозяйственного уклада в СССР стали кооперативы. Каждый день они регистрировались десятками и сотнями. Но стали ли они той экономической силой, на которую рассчитывала новая власть? Принесли ли они предпринимателям ожидаемый капитал? 

Быстрое развитие кооперативной деятельности во второй половине 1980-х гг. объяснялось рядом причин. Во-первых, это было связано с начавшимися процессами демократизации и разгосударствления экономики: были разрешены некоторые виды негосударственной производственно-хозяйственной деятельности.

Во-вторых, имелся дефицит товаров народного потребления и потребность в наращивании их производства. Инициаторы возрождения частного сектора полагали, что кооперативы в дополнение к действующей системе государственных предприятий смогут организовать мелкосерийное производство наиболее востребованных у населения товаров и таким образом сократить возросший за последние годы неудовлетворенный платежный спрос.

В-третьих, началось постепенное формирование правовой базы кооперативного движения. 19 ноября 1986 г. Верховный Совет СССР принял закон «Об индивидуальной трудовой деятельности», который, с одной стороны, поставил развивавшийся в стране подпольный частный бизнес под контроль государственных органов, а с другой – предложил гражданам совершенно новые формы самореализации и приложения инициативы. До того времени занятие частнопредпринимательской деятельностью квалифицировалось как получение нетрудовых доходов и влекло уголовное или административное наказание. Принятый закон разрешал «индивидуальную трудовую деятельность в сфере кустарно-ремесленных промыслов, бытового обслуживания населения, а также другие виды деятельности, основанные исключительно на личном труде граждан и членов их семей».

Кооператив «Набат». Азербайджанская ССР, 1987 г.

В феврале 1987 г. Совмином СССР был принят пакет постановлений, направленных на развертывание кооперации. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 11 февраля 1988 г. «О мерах по ускорению развития индивидуального жилищного строительства» разрешена организация проектных и строительных кооперативов для оказания помощи индивидуальным застройщикам.

Вполне однозначно свою позицию по вопросу о восстановлении частного сектора изложил М. С. Горбачев на июньском (1987) Пленуме ЦК КПСС: «Кое-кто усмотрел в кооперации и индивидуальной трудовой деятельности чуть ли не возрождение частнохозяйственной практики. Думаю, товарищи, и наш собственный опыт, и опыт других стран говорит о полезности и необходимости умелого использования в рамках социализма таких экономических форм. Они помогают наиболее полному удовлетворению насущных потребностей людей, вытеснению “теневой” экономики, всевозможных форм злоупотреблений, то есть реальному процессу оздоровления социально-экономических отношений». Год спустя в одном из своих выступлений Горбачев говорил: «…нам нужна кооперация высокоэффективная, хорошо технически оснащенная, способная производить продукцию и услуги высшего качества, конкурировать с отечественными и зарубежными предприятиями».

Расширение кооперативного движения подкреплялось надеждой на быстрое реформирование всей экономики и создание предпосылок для развития рыночных отношений. Основанием для этого служили углубление хозрасчетных принципов деятельности госпредприятий, появление первых арендных и акционерных организаций, выработка новых экономических концепций.

Кооператив «Вторполимермаш». Украинская ССР, 1988 г.

В результате, к июлю 1987 г. в стране действовали 9124 кооператива, в том числе: 1332 кооператива по производству потребительских товаров, 3878 кооперативов по бытовому обслуживанию населения, 2016 кооперативов общественного питания, 347 кооперативов по сбору и переработке вторичного сырья.

В основном кооперативы развивали те виды деятельности, в которых население испытывало наибольшую потребность: производство швейных и трикотажных изделий, обуви, товаров кожевенной и текстильной галантереи, сувениров, простейших видов товаров хозяйственного обихода, переработка вторсырья и отходов и выпуск из них товаров народного потребления. Наиболее распространенными видами услуг, которые оказывали кооперативы, были ремонт квартир, обустройство садово-огородных и приусадебных участков, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, производство металлоизделий и мебели по индивидуальным заказам, установка и наладка купленных электроприборов, доставка товаров из универмагов и т.д. На первых порах пользовалось популярностью открытие видеотек (на основе договоров с Госкино СССР), однако в декабре 1988 г. постановлением Совмина СССР кооперативам было запрещено заниматься публичной демонстрацией кино- и видеопродукции.

Вместе с ростом кооперативного движения появился ряд крупных проблем и противоречий, тормозящих развитие частного предпринимательства. В первое время местные исполкомы Советов народных депутатов часто регистрировали уставы заведомо недееспособных кооперативов, не обеспеченных даже помещениями и минимальными материальными ресурсами. Примерно треть кооперативов, зарегистрированных в 1987 г., так и не смогла приступить к работе.

Киевский кооператив «Информсервис». Украинская ССР, 1988 г.

Кроме того, многие кооперативы, созданные для удовлетворения потребительского спроса населения, на самом деле работали на государственные предприятия и организации: это гарантировало получение высоких и стабильных доходов.

В большинстве кооперативов не соблюдался порядок ведения бухгалтерского и статистического учета, не велись приходно-расходные книги, нарушалась кассовая дисциплина. Налоговые проверки выявили множество фактов сокрытия кооперативами своих доходов.

По существу отсутствовал банковский контроль за целевым использованием кредитов, выдававшихся кооперативам и гражданам, занятым индивидуальной трудовой деятельностью. К примеру, московский кооператив «Время» почти всю полученную ссуду на приобретение сырья в размере 39 тыс. рублей направил на оплату труда. За счет кредита, выданного на закупку оборудования и материалов, кооператив «Радуга» при Наро-Фоминском управлении общепита приобрел на 118 тыс. рублей саженцы плодовых деревьев и кустарников, а затем перепродал их по спекулятивным ценам, заработав при этом более 40 тыс. рублей. Имелись случаи, когда после получения банковских кредитов кооперативы прекращали свою деятельность.

Вообще способы обогащения за счет государственных кредитов и дотаций были самыми разными. Так, решением одного их райисполкомов Воронежской области при тресте жилищного хозяйства был образован кооператив «Уют» по ремонту квартир и сантехнического оборудования. Председателем кооператива по совместительству стал сам начальник треста, а все его подчиненные – сантехники и прочие работники – были оформлены членами кооператива. Под вывеской новоявленного кооператива находчивые предприниматели выполняли возложенные на них обязанности по основной работе, получая таким образом двойную зарплату.

Как результат, объемы реализации кооперативами товаров и услуг оставались незначительными: в Московской области их доля в общем товарообороте к середине 1987 г. составляла 0,02%, в Москве – 0,05%, во Владимирской области – 0,1%, а в целом по РСФСР – 0,4%. Помимо этого, многие кооператоры предпочитали покупать в большом количестве готовые промышленные изделия, которые после незначительных изменений или улучшений (например, с учетом требований моды) они реализовывали по завышенным ценам. Нередко обеспечение кооперативов строго лимитированным сырьем и материалами производилось путем незаконных торговых соглашений с работниками снабженческих организаций. Например, кооператив «Тысяча услуг» (Белгород) вместо производства ремонтных работ по заказам граждан занялся перепродажей по завышенным ценам строительных материалов, скупленных в государственной торговле.

Кооператив «Такт». 1988 г.

Получалось, что кооперация становилась конкурентом населения в приобретении многих видов товаров (стройматериалов, полуфабрикатов, ряда промтоваров). Расширение производственной и особенно торговой деятельности кооперативов только усиливало товарный дефицит, вело к сокращению дешевых услуг и сужению розничного товарооборота. Особое недовольство населения вызывали высокие цены на продукцию кооперативов. К «частникам» стали относится как к рвачам и спекулянтам.

В мае 1988 г. был принят закон «О кооперации в СССР», сделавший важный шаг к рынку и разгосударствлению экономики. Как следовало из его преамбулы, экономическая состязательность между государственным и кооперативным секторами экономики признавалась движущей силой социально-экономического развития. Положения закона закрепляли право кооператива заниматься «любыми видами деятельности, за исключением запрещенных законодательством Союза ССР и союзных республик».

За 1988 г. число действующих кооперативов увеличилось в 6 раз и на 1 января 1989 г. составило 77,5 тыс., объем реализованных ими товаров и услуг увеличился в 17 раз и составил более 6 млрд рублей; в кооперативном секторе было задействовано 1,9 млн человек. Во многом такому быстрому развитию способствовали значительные привилегии, которыми пользовались кооперативы: низкое налогообложение доходов (кооперативы платили 2–10%, в то время как промышленные предприятия должны были уплачивать 39% от валового дохода) и маленькие процентные ставки за пользование банковскими кредитами (0,75% по долгосрочным ссудам и 1% по краткосрочным).

Согласно закону кооперативы должны были сосредоточиться на обслуживании населения. Но так как сфера их деятельности не была строго ограничена производством потребительских товаров, то очень скоро многие из них перепрофилировались на другие, более доходные сферы деятельности, такие как, например, посреднические услуги. Это вряд ли можно отнести к положительным моментам в развитии предпринимательской деятельности. Большинство из них ориентировались на выполнение заказов предприятий, используя для этих работ товарные ресурсы, предназначенные для населения. В 1988 г. кооперативы реализовали предприятиям и государственным организациям продукцию на сумму 941 млн рублей, или 61% от общего объема. К середине 1989 г. производством потребительских товаров и бытовым обслуживанием населения занимались лишь 45,5% кооперативов.

Кооператив «Сейлем».Симферополь, 1988 г.

Широкое распространение получила практика, когда предприятия и государственные учреждения в целях приобретения товаров рыночного фонда перечисляли безналичные денежные средства кооперативам и через них покупали бытовую технику (холодильники, телевизоры, видеомагнитофоны и пр.), ковры, мебель и другие товары, пользовавшиеся повышенным потребительским спросом. Значительную часть этих денег составляли средства фондов развития производства, социального развития государственных предприятий и организаций, а также бюджетные ассигнования.

В свою очередь, высокие доходы кооперативов и широкие права в распоряжении своей выручкой приводили к перекачке средств из безналичного в налично-денежный оборот, что крайне отрицательно отражалось на состоянии денежного обращения и создавало дополнительную напряженность на потребительском рынке. Дело в том, что до этого времени миллиарды безналичных рублей на счетах госпредприятий использовались только для взаиморасчетов; на них нельзя было ничего купить, но они не порождали инфляционных явлений (до той поры, пока не превращались в реальные деньги). Безналичный денежный оборот обслуживал обращение почти всех средств производства, а также оптовую реализацию предметов потребления. Теперь же правительству пришлось увеличивать денежную эмиссию, что заметно усиливало давление на товарную массу и создавало инфляционные риски.

Особая статья – кооперативы, созданные при подведомственных им государственных предприятиях. Проведенные в 1989–1990 гг. рядом союзных отраслевых министерств обследования хозяйственной деятельности таких предприятий выявили следующие отрицательные факторы:

– невозможность создания условий для раздельного и достоверного учета расходования материалов, топливно-энергетических ресурсов, использования рабочего времени;

– работа оборудования на износ, так как эксплуатация осуществлялась на повышенных режимах, в отдельных случаях изготовление продукции для кооператива производилось в основное время;

– не исключалась возможность коррупции, так как, привлекая к своей деятельности служащих предприятия (бухгалтеров, снабженцев, кладовщиков, учетчиков и др.), можно было получить льготы в различных вопросах производственно-хозяйственной деятельности.

Пустые прилавки гастронома. Пермская область, 1991 г.

В тех случаях, когда для предприятия производилось незначительное количество продукции или не производилось вовсе, к перечисленным отрицательным моментам добавлялось также то обстоятельство, что из-за различных условий ценообразования и налогообложения кооперативов и госпредприятий в фонд оплаты труда направлялся разный доход. В результате, при равных условиях работы служащие одного и того же предприятия, работая в кооперативе или же на госпредприятии, получали существенно различающуюся зарплату, что создавало высокую социальную напряженность в коллективе, дестабилизировало организацию производства, приводило к оттоку квалифицированных кадров.

Опросы советов трудовых коллективов показали, что большинство из них выступало за ликвидацию кооперативов, размещавшихся на территории их предприятий и не загруженных на 100% производством для них продукции.

Условия функционирования кооперативов, учрежденных при предприятиях и производственных объединениях, подробно рассматривались на заседании Президиума Совмина СССР 10 октября 1990 г. В ходе обсуждения вопроса неоднократно указывалось на отсутствие четкой регламентации деятельности кооперативов и должного контроля за ее проведением, в результате чего кооперативами грубо нарушалась финансовая дисциплина, необоснованно росла оплата труда кооператоров (около 40% выручки составлял фонд оплаты труда). Вдобавок Минфин СССР не располагал данными по платежам в бюджет по отдельным видам деятельности кооперативов. Отсутствовали сводные показатели налогообложения, регулировавшие фонд заработной платы в кооперативах. Более того, повсеместно выявлялись случаи занижения и сокрытия кооперативами доходов от налогообложения.

Н.С. Сивков, председатель кооператива «Красная горка». Архангельская область, 1988 г.

Вот несколько характерных примеров: в первом полугодии 1989 г. финансовыми органами Москвы в 421 кооперативе были установлены факты занижения доходов на сумму 651 тыс. руб.; Ленинграда – на 499 тыс. руб.; в 17 кооперативах Минска было зафиксировано умышленное сокрытие полученных доходов на сумму 65 тыс. руб.; в 7 кооперативах Норильска – на 26 тыс. рублей; одесскому кооперативу «Прессовщик» удалось вывести из-под налогообложения 178 тыс. руб.

В 1990–1991 гг. положение на потребительском рынке заметно обострилось, нарастал ажиотажный спрос на продукты питания и потребительские товары длительного пользования. Излишек денег в обращении оценивался в размере около 110 млрд руб. В течение 1991 г. сократилось производство по 29 наименованиям основных продовольственных товаров из 34, прилавки магазинов стремительно пустели. Люди были вынуждены тратить многие часы на стояние в очередях, отоваривание карточек и талонов. Кооперативный сектор, в котором было занято почти 7 млн граждан, не мог кардинально повлиять на ситуацию: доля продукции, реализованной кооперативами населению за 1990 г., равнялась 15%, в 1991 г. – менее 10%. На тот момент в стране действовало 33,7 тыс. кооперативов по производству товаров массового потребления, что составляло всего лишь 17,4% от общей численности кооперативов. Как и в предшествующие несколько лет, многие кооперативы, используя свое законное право, предпочитали выполнять заказы предприятий в ущерб насыщению потребительского рынка. Помимо этого, предоставленная кооперативам свобода в установлении цен не вписывалась в специфику финансовой системы страны. В обороте появилось слишком много наличных денег, что резко изменило их соотношение с безналичными и спровоцировало всплеск инфляции. Таким образом, отсутствие культуры предпринимательской деятельности, несоответствие реальных целей многих кооперативов сути кооперативных отношений, а также противоречия, сложившиеся в государственном хозяйстве и обществе, – все это привело к тому, что в середине 1991 г. произошло свертывание кооперации, которая так и не смогла превратиться в крупный сектор экономики.