Придворный бал – это вовсе не самый торжественный танцевальный вечер в году. Придворный бал, который дает императорская фамилия, – это государственный церемониал колоссальной политической, культурной и светской значимости. Его строгие правила вырабатывались веками. Он определял и весомость царской семьи в данное время, и приверженность во внешнеполитических делах, ну и, конечно, направление в развлечениях и моде. Готовиться к нему начинали сразу после окончания предыдущего.
В России правила приглашения ко двору отличались от тех, которые были приняты в Европе, где достаточно было иметь знатную фамилию, чтобы удостоиться чести приема. У нас родовитость играла второстепенную роль. Приглашения на главный бал Российской империи получали лица, состоявшие в одном из четырех первых классов «Табеля о рангах», иностранные дипломаты с семьями, старейшие офицеры гвардейских полков с женами и дочерьми, молодые офицеры-«танцоры».
Билеты на бал рассылались за две недели до его начала. На придворный бал ежегодно собирались тысячи гостей. То есть право приезда ко двору имели в Санкт-Петербурге не только представители высшего света. На протяжении десятилетий порядок проведения придворного бала оставался неизменным, начиная с торжественного шествия в полонезе и заканчивая ужином, во время которого император обходил гостей.
В 1903 г. в Санкт-Петербурге состоялся придворный костюмированный бал. «Почти четверть столетия прошло с той достопамятной ночи, когда я и Ники смотрели на появление царя-освободителя под руку с княгиней под сводами этих зал, отражавших в своих зеркалах семь поколений Романовых, – вспоминал великий князь Александр Михайлович. – Внешность кавалергардов оставалась все та же, но лицо империи резко изменилось. Новая, враждебная Россия смотрела через громадные окна дворца. Я грустно улыбнулся, когда прочел приписку в тексте приглашения, согласно которому все гости должны были явиться в русских костюмах ХVII в. Хоть на одну ночь Ники хотел вернуться к славному прошлому своего рода».
Государь и государыня вышли в нарядах московского царя и царицы эпохи Алексея Михайловича. Великий князь Александр Михайлович был одет в платье сокольничего, которое состояло из белого с золотым кафтана с нашитыми на груди и спине орлами, розовой шелковой рубашки, голубых шаровар и желтых сафьяновых сапог. Костюмы других гостей также отличались великолепием. Так, наряд графа С. Д. Шереметева почти полностью повторял одеяние его знаменитого предка, фельдмаршала графа Б. П. Шереметева, с портрета, хранящегося в Кусково. Среди дам на этом знаменательном балу шло соревнование за первенство между великой княгиней Елизаветой Федоровной и княгиней Зинаидой Юсуповой. Им не было равных не только по красоте, но и по умению танцевать.
Богатейшие Юсуповы также славились приемами в начале века. Особенно рождественским, что давался в особняке на Мойке. За неделю поставщики начинали доставлять подарки для праздника. Как вспоминал князь Ф. Ф. Юсупов, почти все приглашенные на торжество дети приносили с собой чемоданы, чтобы унести все подарки. После их раздачи детей угощали горячим шоколадом с пирожными и вели в игровой зал на «русские горки». На другой день устраивалась елка для прислуги с семьями. За месяц до праздника княгиня З. Н. Юсупова опрашивала всех служителей, что им подарить. Сияние стеклянных шаров и серебряного дождя особенно зачаровывало «слуг-азиатов», которых на службе было немало.
***
Последний придворный бал Российской империи состоялся в Санкт-Петербурге в 1904 г. в Зимнем дворце.
Заглянем в залы Зимнего дворца перед началом Большого бала.
Пока приглашенные не заполнили Николаевский зал, музыканты придворной капеллы в красных фраках настраивают инструменты.
Здесь же офицеры, которым выпала честь дирижировать балом, ожидают своего начальника – одного из лучших великосветских танцоров, главного дирижера бала генерал-адъютанта А. Г. Струкова, который должен объяснить своим помощникам порядок танцев. Для удобства управления Струков делит зал на четыре каре (каждый номер каре соответствует номеру полка дивизии, из которой присланы офицеры). Несмотря на то что в соседней с залой галерее находился буфет с шампанским, клюквенным морсом и вазами с печеньем и конфетами, офицеры-танцоры не могли насладиться угощениями – дыхание во время танцев должно оставаться чистым.
Но вот зал начинает заполняться гостями, офицеры бросаются навстречу входящим дамам, приглашая заранее на один из танцев. Особого внимания заслуживают провинциальные барышни, испуганно прижимающиеся к простенкам. Не стоит забывать, что бал – это не только важное политическое и светское событие, это еще и «ярмарка невест».
Наконец раздается стук жезла придворного церемониймейстера, все затихает, и в дверях, распахнутых негром, появляется царская семья.
Бал открывает традиционный полонез, в первой паре императрица со старшиной дипломатического корпуса, турецким послом, который старается лучше попадать в такт полонеза из оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин». Во второй паре идут император и жена французского маркиза Монтебелло, за ними сам маркиз с великой княгиней Марией Павловной. Далее, как и положено, располагаются пары, составленные из членов императорской семьи и дипломатического корпуса.
Как только закончился полонез, Струков подлетает с поклоном к императрице и просит разрешения на открытие первого контрданса. Получив согласие, его помощники приступают к образованию четырех каре, каждое из двухсот танцующих. Танец состоял из шести фигур, которые исполнялись по команде распорядителей на французском языке.
В одном из каре усердно выполняет команды полковник «в красном чекмене гвардейских казаков» император Николай II.
После трех контрдансов начинается мазурка, по окончании которой – ужин среди роскошных пальм, доходивших чуть ли не до потолка.
После ужина разъезд.
Почему этот бал стал последним придворным балом Российской империи? Понятно, что во время Русско-японской войны проводить столь пышные торжества было неуместно. Но когда она закончилась, что помешало Императорскому двору возобновить столь важный церемониал?
Думается, что одной из веских причин тому некоторая отчужденность императора Николая II от высшего света, двора и особенная привязанность к семье. Александр III также не любил посещать балы, но в лице Марии Федоровны он имел достойную замену. Императрица Александра Федоровна в силу характера и сложившихся обстоятельств не могла, да и не хотела соперничать с супругой Александра III.
Если Александр I и Николай I царили на балах, то Александр III и Николай II чувствовали на них себя, скорее, гостями. Уменьшение числа свиты при Александре III привело к некоторой отстраненности императора в первую очередь от гвардии, личными отношениями с которой дорожили все российские императоры.
***
В 1910-е гг. начинается возрождение светской жизни – балы опять в моде.
Самые блестящие балы в Санкт-Петербурге давали графиня Елизавета Шувалова, великая княгиня Мария Павловна, княгиня Ольга Орлова, графиня Мария Клейнмихель, графиня Постиц и некоторые другие.
На балах Шуваловой гости танцевали в цветных париках или восточных тюрбанах и даже австрийский посол граф Берхтольд, в отличие от коллег М. Палеолога, сэра Джорджа Бьюкенена и графа Пурталеса, принимал активное участие в танцах, отдавая предпочтение, конечно же, вальсу.
Двор великой княгини Марии Павловны первенствовал в Санкт-Петербурге. На рождественских базарах в залах Дворянского собрания «ей удавалось собирать значительные суммы, привлекая на свои приемы лиц богатых, которые по своему рождению и положению в обществе не имели бы доступа в высшие слои и охотно открывали свои кошельки, чтобы отблагодарить Марию Павловну за гостеприимство».
Основную танцевальную нагрузку по-прежнему несли гвардейские офицеры, на фоне мундиров которых особенно эффектно смотрелись изысканные дамские туалеты.
В 1910-е гг. одним из лучших распорядителей петербургских балов считался конногвардеец барон Петр Николаевич Врангель. Опытному кавалеристу, закалившемуся под пулями на горных перевалах Маньчжурии, служба в Санкт-Петербурге представлялась неким променадом. Согласно воспоминаниям А. П. Врангеля, Петру Николаевичу не потребовалось много времени, чтобы освоиться и стать членом существовавшего там общества «Веселых клинков». Он был своим среди цыган из лучших кабаре, а среди завсегдатаев балов снискал себе репутацию первоклассного танцора. Высокий (1 метр 93 сантиметра), стройный конногвардеец с безукоризненными чертами лица по праву считался одним из лучших бальных дирижеров. Своим поведением он как бы подчеркивал знаменитую фразу А. И. Мусина-Пушкина: «Мы не стремимся быть первыми, но не допустим никого быть лучше нас».
«Большой свет» окончательно переместился в Санкт-Петербург, и родители стараются вывозить дочерей в Северную столицу. Для девушек и молодых офицеров устраивались так называемые «белые балы». На них танцевали кадриль. На «розовых балах» – в честь молодых замужних дам – царил вальс.
В Москве замужние дамы редко принимали участие в танцах. После вальса обычно танцевали венгерку, краковяк, падепатинер, падеспань, падекатр. В Санкт-Петербурге же из так называемых мелких танцев исполнялись исключительно вальсы: петербуржцы считали Москву консервативной и провинциальной.
***
Октябрьские события 1917 г. надолго и всерьез приостановили развитие классического бального церемониала в России. Конечно, это не означает, что в обыденной жизни люди перестали танцевать. Различные вечера, от клубов культуры до дискотек, были своего рода важной частью общественной жизни. Отрадно, что сегодня сохранилась великая классическая школа русского балета.