06 апреля 2017 В арктических широтах

Автор: Дмитрий Хазанов, член Российского военно-исторического общества


Ледокол «Ленин» – первое в мире гражданское атомное судно

К работам по созданию ядерной энергетической установки (ЯЭУ) для судов в Советском Союзе приступили уже через шесть – девять месяцев после начала разработки первой атомной подводной лодки (АПЛ). Инициаторами строительства гражданского флота с атомными установками выступили академики И.В. Курчатов и А.П. Александров. Изначально планировалось установить ЯЭУ или на «матку» китобойной флотилии «Слава», или на ледокол. Но от первого отказались: существовала опасность радиационного заражения китов. А вот мощный ледокол с атомным двигателем сулил одни плюсы: обеспечивал проводку караванов судов в суровых условиях Арктики, позволял осуществлять почти круглогодичную навигацию вдоль всего Крайнего Севера. Это было стратегически важно и для развития Арктики как региона мирового значения, и для хозяйственного развития огромной территории, где уже тогда были обнаружены крупные месторождения разнообразных полезных ископаемых, особенно нефти и газа.

В июле 1954 г. в Министерстве среднего машиностроения (Минсредмаш) рассмотрели и утвердили эскизный проект ЯЭУ. К проектированию ледокола как «объекта 92» приступили специалисты ЦКБ-15 (впоследствии Центральное конструкторское бюро «Айсберг») под руководством В.И. Неганова, разработку реакторной установки поручили горьковскому ОКБ завода № 92 во главе с И.И. Африкантовым, а его строительство – ленинградскому Адмиралтейскому заводу (ныне «Адмиралтейские верфи»), главный строитель которого  В.И. Червяков работал в этой области с начала ХХ века, имел большой опыт  создания и ремонта ледоколов и применял наиболее передовую в то время технологию. Как и в случае с созданием АПЛ, научное руководство всего проекта по созданию атомного ледокола возлагалось на А.П. Александрова.

Ледоколу предстояло стать первым в мире судном с ядерной энергоустановкой (мощность 44 000 л.с.). Его корпус рассчитывался на давление 2100 т на погонный метр, чтобы выдержать сжатие самых крупных льдов, из известных тогда в Арктике. Высокую маневренность при проводке караванов судов и форсировании тяжелых льдов должно было обеспечить введение так называемого электродвижения. Поскольку от ледокола требовалось сохранять высокую работоспособность даже при самых серьезных отказах оборудования (от этого зависела безопасность других судов), было решено использовать не менее двух независимых друг от друга реакторов. Впрочем, конструкторы подстраховались и предусмотрели установку даже третьего реактора. Более того, наличие нескольких реакторов обеспечивало и некоторые экономические выгоды: можно было избежать перезарядки топлива во время навигации и не выводить судно из работы на весьма длительный срок. Трехреакторный вариант позволял дожигать топливо, что уменьшало его потери на 10 – 15% при каждой кампании и увеличивало ее длительность до 200 суток.

Строительство атомного ледокола «Ленин»

Решающим стал 1959 г. К лету закончились монтаж всех трех реакторных установок и загрузка активных зон, 6 августа состоялся физический пуск реакторов, 12 сентября завершилась постройка, успешно прошли швартовные испытания энергосиловой установки у стенки Адмиралтейского завода. Интересно, что спрос на экскурсии к строящемуся гиганту был чрезвычайно высок: за год предприятие посетило около 100 тыс. человек. Ледокол, получивший наименование «Ленин», после успешных государственных испытаний 3 декабря был передан Министерству  морского флота с припиской к Мурманску, 5 декабря Правительственная комиссия подписала приемный акт, а в последний день года этот документ утвердил Совет Министров СССР.

Ледокол «Ленин» стал первым в мире гражданским надводным судном с атомной энергетической установкой, причем на тот период по мощности он не имел себе равных в мире. Создание советскими учеными атомохода по значимости и сложности поставленной задачи было сопоставимо с выводом на космическую орбиту первого искусственного спутника Земли в октябре 1957 г. Вскоре после ввода ледокола в строй группу специалистов, внесших определяющий вклад в успех общего дела, наградили орденами и медалями, причем шесть человек стали лауреатами Ленинской премии за создание ядерной энергоустановки. Звания «Герой Социалистического Труда» удостоили главного конструктора ОКБ завода № 92 И.И. Африкантова, а А.П. Александрову, который заменил И.В. Курчатова после его кончины в 1960-м, это высокое звание было присвоено вторично.

Наша страна уверенно обогнала другие ведущие государства в области использования атомной энергии для нужд гражданского флота, заняв лидирующие позиции. Так, первое американское судно на ядерном горючем «Саванна» вступило в строй лишь в 1962 г. При этом его реакторная установка оказалась на 30 процентов  тяжелее, работала в гораздо более легком режиме, выдавала мощность на винтах вдвое меньше, чем у советского ледокола. Немецкое судно «Отто Ган» построили в 1968 г., японское «Муцу» – в 1974-м. Опыт использования указанных выше судов оказался недолгим, их вывели из эксплуатации и в большинстве случаев списали, что объяснялось экономической невыгодностью: атомный флот может приносить прибыль только при создании соответствующей инфраструктуры.

В навигацию 1960 г., длившуюся немногим более трех месяцев, «Ленин» продемонстрировал свои огромные возможности: он обеспечивал непрерывную подачу судов под загрузку в Игарку, проводку караванов через пролив Вилькицкого, где сложилась в тот год особенно тяжелая ледовая обстановка, участвовал в спасении ледоколов «Красин» и «Капитан Мелехов» с двумя транспортами на буксире. Несколько раз для предотвращения возможной катастрофы «Ленину» приходилось до максимума форсировать работу ЯЭУ. Как следовало из судового журнала, в 1960 г. атомоход прошел во льдах 10 009 миль, из них 7327 миль в тяжелых льдах, выполнил проводку 92 судов.

Б.М. Соколов, капитан ледокола «Ленин». 1970-е гг.

Первые навигации с участием ледокола «Ленин» выявили его исключительную эффективность – сквозь льды Северного морского пути без сбоев были проведены десятки судов. После шестой навигации, во время которой произошла серьезная авария (в 1966 г. началась течь трубопроводов третьего контура реактора, а затем механические повреждения получило оборудование самой установки), было решено полностью заменить весь реакторный отсек. За первые шесть с половиной лет службы «Ленин» обеспечил проводку 457 судов, пройдя во льдах 110 тыс. миль. ЯЭУ наработала более 25 000 ч с двумя перезарядками активной зоны. Опыт ее создания и эксплуатации дал ценный материал для дальнейшего усовершенствования атомных установок. Прежде всего, было решено повысить ремонтопригодность и надежность. Ведь малейшие ошибки персонала или отказы оборудования приводили к значительным радиационным загрязнениям в обслуживаемых помещениях.

К 1965 г. в ОКБ завода № 92 под руководством И.И. Африкантова при научном руководстве А.П. Александрова и Н.С. Хлопкина закончились работы по проекту новой установки, которая получила шифр ОК-900 и должна была в будущем заменить ОК-150. Специалисты доработали компоновку таким образом, чтобы она «вписалась» в соответствующий отсек атомохода «Ленин».

Исторический музей-ледокол «Ленин». Мурманск, 2016 г.

Установка ОК-900 строилась с учетом опыта эксплуатации предшественницы на судне, вобрала в себя все положительное, что было накоплено при создании лодочных ЯЭУ с реакторами, в которых применялась вода под давлением. Важнейшее отличие ОК-900 от ОК-150 – переход от трехреакторной схемы к двухреакторной. Модернизация атомохода прошла в предельно сжатые сроки – за 38 месяцев. После успешных швартовных и ходовых испытаний в Баренцевом море, 24 мая 1970 г. ледокол «Ленин» вернулся в Мурманск, приняв участие в начавшейся навигации.

С установкой ОК-900 атомоход добился ряда выдающихся достижений. Так, в 1971 г. он совместно с ледоколом «Владивосток» осуществил высокоширотное плавание из Мурманска в восточный район Арктики. Через пять лет экипаж «Ленина» выполнил сверхранний по тем временам рейс, обеспечив доставку 4000 т груза газовикам полуострова Ямал. В целом, первенец атомного флота открыл новую эру в использовании Северного морского пути и превращении его в надежно действующую магистраль на большинстве участков. Отработав 30-летний срок, ледокол в 1990 г. был выведен из эксплуатации, поставлен на вечную стоянку в Мурманске, в настоящее время превращен в музей. 

За «Лениным» последовали другие, более совершенные ледоколы: «Арктика» (1975), «Сибирь» (1977), «Россия» (1985)…