член Российского военно-исторического общества
Борьба против немецких завоевателей и их союзников на территории различных оккупированных областей имела свои особенности и временные рамки. В Смоленской области, например, формирование партизанских отрядов началось в конце июля 1941 г. К ноябрю здесь действовало 42 отряда (свыше 35 тыс. человек), около 10 партизанских отрядов особого назначения, а также группы, созданные воинами Красной армии, оказавшимися в окружении. Многие патриоты становились партизанами, поскольку не могли терпеть установленный немцами жестокий военный режим.
Шестьдесят лет назад, в сентябре 1957 г., были пущены реакторы первой отечественной атомной подводной лодки проекта 627, получившей номер К-3, а примерно через две недели, 9 октября, эту лодку спустили на воду. Советский Союз в рекордные сроки решил сложнейшую научно-техническую задачу, что ознаменовало выдающееся для того времени достижение отечественной науки, техники и промышленности.
Ледокол «Ленин» – первое в мире гражданское атомное судно. К работам по созданию ядерной энергетической установки для судов в Советском Союзе приступили уже через шесть – девять месяцев после начала разработки первой атомной подводной лодки. Инициаторами строительства гражданского флота с атомными установками выступили академики И.В. Курчатов и А.П. Александров. Изначально планировалось поставить установку или на «матку» китобойной флотилии «Слава», или на ледокол. Но от первого отказались: существовала опасность радиационного заражения китов. А вот мощный ледокол с атомным двигателем сулил одни плюсы: обеспечивал проводку караванов судов в суровых условиях Арктики, позволял осуществлять почти круглогодичную навигацию вдоль всего Крайнего Севера. Это было стратегически важно и для развития Арктики как региона мирового значения, и для хозяйственного развития огромной территории, где уже тогда были обнаружены крупные месторождения разнообразных полезных ископаемых, особенно нефти и газа.