07 апреля 2017 Грозное оружие

Автор: Дмитрий Хазанов, член Российского военно-исторического общества


Подводная лодка «Ленинский комсомол»: с чего начинался атомный флот России

Шестьдесят лет назад, в сентябре 1957 г., были пущены реакторы первой отечественной атомной подводной лодки проекта 627, получившей номер К-3, а примерно через две недели, 9 октября, эту лодку спустили на воду. Советский Союз в рекордные сроки решил сложнейшую научно-техническую задачу, что ознаменовало выдающееся для того времени достижение отечественной науки, техники и промышленности.

В подводном судостроении всей первой половины ХХ в. важнейшими задачами являлись увеличение времени нахождения лодок под водой и повышение скорости хода. Прогрессу в этой области мешало несовершенство энергетических установок, в первую очередь их малая мощность, а время нахождения под водой напрямую зависело от содержания кислорода в воздухе внутри лодки. Эти проблемы решались повышением мощности электромоторов, ёмкости аккумуляторов, увеличением запаса сжиженного кислорода, воздуха высокого давления, другими ухищрениями,  явно недостаточными.

Первыми создали атомную подводную лодку (АПЛ) американцы. В начале 1954 г. они спустили на воду «Наутилус». От дизель-электрических лодок она отличалась не только наличием новой энергетической установки, но также и конструкцией корпуса, расположением цистерн, помещений и оборудования. При водоизмещении «Наутилуса» 2980 т (с торпедным вооружением) двухвальная ядерная энергетическая установка (ЯЭУ) суммарной мощностью 9860 кВт обеспечивала мощность 13 800 л. с. и скорость до 23 узлов; дальность плавания в подводном положении приближалась к 25 тыс. миль – ранее подобные характеристики считались невозможными.

Военно-морской флот СССР. 1968 г.

Нашим специалистам приходилось торопиться в соревновании с заокеанскими, чтобы в кратчайший срок ликвидировать качественный перевес ВМФ США. Необходимо было создать транспортную атомную энергетическую установку, вписывающуюся по своим габаритам и весу в реальные контуры подводной лодки. Еще в июне 1952 г. выдающиеся ученые-атомщики И. В. Курчатов, А. П. Александров и Н. А. Доллежаль, которые осознавали пагубные последствия дальнейшего промедления для обороны, обратились с письмом в правительство, предлагая срочно приступить к созданию отечественной АПЛ. Оно было поддержано В. А. Малышевым, в то время заместителем председателя Совета Министров СССР и министром судостроительной промышленности.

9 сентября 1952 г. вышло соответствующее постановление правительства СССР. Документ, подписанный И. В. Сталиным, назначал академика А. П. Александрова (тогда заместителя директора Лаборатории измерительных приборов Академии наук СССР и ближайшего сподвижника И. В. Курчатова) научным руководителем объекта; В. Н. Перегудова (начальника и главного конструктора СКБ № 143) – его главным конструктором; Н. А. Доллежаля (директора и научного руководителя НИИ-8, ныне НИКИЭТ им. Н. А. Доллежаля) – главным конструктором ЯЭУ объекта.

Еще за два-три года до этих назначений в стране действовал негласный запрет на подобную работу, поскольку руководители Советского Союза и лично вождь опасались отвлечения материальных ресурсов страны от решения наиболее важной задачи того времени – создания советского атомного оружия. Теперь задача создания новой АПЛ стояла на повестке дня и считалась первоочередной.

В течение нескольких очень напряженных лет были определены основные параметры корпусного двухконтурного реактора водо-водяного типа (ВМ-А), его характеристики, оценена эффективность средств регулирования и глушения, решены другие вопросы, а также создан в подмосковном Обнинске стенд – аналог энергетического отсека будущей АПЛ. Надо отметить, что в СССР на реализацию проекта ЯЭУ до ввода в строй наземного натурного стенда было затрачено менее 3,5 лет, в то время как на решение подобной задачи в США ушло более 6 лет. По результатам испытаний комиссия сделала следующее заключение: «Реакторная установка ВМ-А органических принципиальных пороков или не поддающихся устранению выявленных недостатков в конструкциях оборудования и систем не содержит».

Атомная подводная лодка К-3 в море

Множество блестящих специалистов, конструкторов и инженеров вложили свои силы и знания в решение сложнейшей задачи, причем с наибольшими трудностями столкнулись, безусловно, атомщики. Несомненно, исключительно удачным оказался выбор научного руководителя всей работы – А. П. Александрова, впоследствии трижды Героя Социалистического Труда и многолетнего президента Академии наук СССР.  Анатолий Петрович являлся непререкаемым авторитетом не только среди ученых и конструкторов, его мнение было весомо и высоких кабинетах правительства и министерств, участвующих в работах над АПЛ. По воспоминаниям ветеранов, во всех работах академик Александров соблюдал им же сформулированное правило: «При любой возникшей трудности (неудачи конструкторского решения, обнаруженные в проекте просчеты или ошибки, сбой в ходе испытаний и т. п.) в первую очередь следует направлять внимание и усилия не на поиск и выявление виновных, а на анализ и разбор возникшего обстоятельства и скорейшую выработку надежного выхода из случившегося».

В отличие от упомянутых американских проектов, использующих классические конструкции корпусов дизель-электрическиx лодок, корпус К-3 проектировался с нуля с упором на качество подводного хода. На общую компоновку лодки сильно повлиял опыт предыдущего проекта. Лодка получилась быстроходнее «Наутилуса»: на испытаниях в погруженном состоянии была достигнута скорость в 28 узлов без выведения реакторов на полную мощность. Изначально лодка предназначалась для атаки береговых военно-морских баз одиночной термоядерной торпедой большого калибра, однако за явной технической несостоятельностью и обнаружившейся бессмысленностью подобного удара с военной точки зрения в процессе работы проект пересмотрели в сторону более традиционного торпедного вооружения с возможностью использования на торпедах ядерных боеголовок.

Еще на стадии проектирования К-3 началось формирование и подготовка ее экипажа в Обнинске. Сюда 12 ноября 1954 г. прибыли из разных центров 15 опытных подводников (ст. лейтенанты В. Ф. Мамлов, Л. А. Бархоткин, В. С. Лучников и др.), а примерно через полгода – еще одна такая же группа, куда входил и капитан 2 ранга Л. Г. Осипенко – участник Керченско-Феодосийской и других операций Великой Отечественной, будущий первый командир АПЛ К-3. А в 1956 г. в Обнинск направили из Ленинграда уже десятки выпускников Высшего военно-морского инженерного училища им. Дзержинского. В те годы попасть в число первых офицеров атомной лодки было так же престижно, как оказаться в отряде космонавтов. Впоследствии эти офицеры составили четыре первых экипажа АПЛ.  

Строительство атомной подлодки. Архангельская область, 1 декабря 1992 г.

В начале 1958 г. после проверки работы разных режимов и настройки систем ЯЭУ, на что потребовалось 2–3 недели, межведомственная комиссия пришла к выводу о возможности начала комплексных швартовых испытаний. 1 июля АПЛ вступила в строй – над ней был поднят флаг ВМФ. (Именно этот флаг по завещанию А. П. Александрова был положен в его гроб после кончины выдающегося ученого). Через два дня опытный «объект проекта 627» предъявили на государственные испытания, совмещенные с заводскими, на следующий день впервые в СССР К-3 дала ход с атомной силовой установкой. Выслушав доклад командира корабля, академик Александров поздравил всех находившихся на мостике фразой: «Ну, с легким паром!» Завершились испытания 1 декабря того же года.

Начало опытной эксплуатации сопровождалось устранением значительного количества замечаний, а 16 июля 1959 г. состоялся первый выход лодки в море. 23 июля за успешное выполнение правительственного задания по приёму в состав ВМФ СССР первой подводной лодки с ЯЭУ и проявленные при этом мужество и отвагу капитану 1 ранга Л. Г. Осипенко было присвоено звание Героя Советского Союза. Леонид Гаврилович стал первым подводником, удостоенным этого высокого звания с момента окончания Великой Отечественной войны. В декабре того же года он был назначен начальником Учебного центра ВМФ по подготовке плавсостава атомного подводного флота.

Почтовая марка СССР. 1970 г.

Лишь в 1961 г. началась боевая служба К-3 в Атлантическом океане. В июле следующего года впервые в истории Советского ВМФ она совершила длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана, во время которого дважды прошла точку Северного полюса. 17 июля 1962 г. АПЛ всплыла около полюса, где экипаж водрузил Государственный флаг СССР. После возвращения на базу в Йоканьге (Островном) на Кольском полуострове лодку на пирсе встречали Н. С. Хрущёв и министр обороны Р. Я. Малиновский. Руководителю похода контр-адмиралу А. И. Петелину, командиру корабля капитану 2 ранга Л. М. Жильцову и командиру БЧ-5 (силовая установка) капитану 2 ранга инженеру Р. А. Тимофееву присвоили звание Героя Советского Союза. Весь личный состав корабля наградили орденами и медалями, а лодке присвоили собственное имя: «Ленинский комсомол».

Как в любом поистине революционном деле проблем при эксплуатации хватало. В конструкции имелось много недоработок, лодку «Ленинский комсомол» часто и долго ремонтировали. Самое тяжелое происшествие произошло 8 сентября 1967 г: начавшийся в первых двух отсеках пожар при несении боевого дежурства в Норвежском море привел к гибели 39 человек. Однако лодка смогла самостоятельно вернуться в базу. Вероятной причиной была несанкционированная замена уплотнительной прокладки в штуцере гидравлической машины. Возникла утечка, вытекшая горючая жидкость не была собрана полностью, её остатки воспламенились. Ситуацию спас командир второго отсека капитан-лейтенант Анатолий Маляр, который, перед тем как погибнуть, успел захлопнуть изнутри люк, чем предотвратил дальнейшее распространение огня. Несмотря на случившееся, на долю К-3 выпала долгая и славная служба: с момента постройки и до почетной отставки она выполнила шесть боевых служб и прошла 128 443 мили за 14 115 ходовых часов.