Михаил Мухин

доктор исторических наук

все статьи автора


№5 (5) 2017

«Рельсы упрямо режут тайгу…»

Байкало-Амурская магистраль стала своеобразным символом железных дорог Советского Союза послевоенного времени. Строго говоря, это далеко не единственная крупная линия, построенная в годы «развитого социализма» – были и Южсиб, и Среднесиб – но именно БАМ стал визитной карточкой советского железнодорожного строительства тех лет. Мало про какую из железных дорог пели песни. Про БАМ – пели.

№3 (3) 2017

Атомный проект: «изделие РДС-1», сохранившее мир

Очевидно, что интерес к использованию атомной энергии в военных целях был переведён в Советском Союзе в практическую плоскость задолго до хрестоматийной беседы «большой тройки» в Потсдаме, когда Трумэн попытался запугать Сталина новым оружием. Уже 10 марта 1942 г. нарком внутренних дел Л. П. Берия представил в Государственный комитет обороны (ГКО) доклад о деятельности британского Уранового комитета, в котором детально описывались перспективы применения атомной энергии в военных целях, указывались основные пути создания атомной бомбы, перечислялись важнейшие месторождения урана и даже приводились приблизительные калькуляции стоимости одного «изделия» и всего проекта в целом. Так что ничего принципиально нового Трумэн Сталину летом 1945 г. сообщить уже не мог. Другое дело – что от теоретического понимания «что такое атомная бомба и как её сделать» до практического воплощения этого знания в жизнь дистанция была очень большой.

ГОЭЛРО – известный и неизвестный

Так уж «исторически сложилось», что план ГОЭЛРО (сокращение от «Государственная комиссия по электрификации России») в общественном сознании стал своеобразным брендом Советской России 1920-х гг. Словосочетание «лампочка Ильича» не нуждается в объяснении, формула «социализм – это советская власть плюс электрификация всей страны» постепенно из школьных учебников проникла не только в публицистику, но и в разговорную речь.