Вера Панфилова

Заведующий отдела изобразительного искусства Музея современной истории России, заслуженный работник культуры РФ

все статьи автора


№6 (6) 2017

«Экология» – предостережение художника

Коллекция графики Музея современной истории России насчитывает более шести тысяч работ, различных по жанрам, направлениям, технике исполнения, демонстрирующих при этом широкий спектр взглядов на события последних бурных десятилетий ушедшего века. Для этого времени характерно обращение к ранее табуированным темам.

№3 (3) 2017

Наводнение

Россия, 1908 г. Отгремели пушки на Дальнем Востоке и недавние бои на Пресне. Предпасхальная спокойная Москва утопала в снегах – и вдруг резко, как это бывает в начале апреля, потеплело. Солнце припекало, горожане радовались жизни. Страстная неделя: вроде бы грустная, а Пасха уже рядом. Уже и приятные хлопоты: подарки купить, праздничный стол приготовить. Ходили, правда, разговоры, что не к добру такое тепло, что где-то на Москве-реке уже подтопило изрядно береговые села.

№1 (1) 2017

Путешествие из Москвы в Петербург

Любезный читатель! Изрядно мы с вами погуляли и поездили по Первопрестольной, да помнится, и в Крыму отдохнули. И все благодаря им – неутомимым русским фотохудожникам конца XIX – начала XX столетия. Как же изменился мир за славный XIX век! Начавшись с дорожных карет, завершился он первыми аэропланами. Но все же, если искать символ столетия, – пожалуй, лучше не найдешь, чем его величество Паровоз – черный, пузатый, с высокой закопчённой трубой. Был он практически ровесником века и перетряхнул человечество основательно.

№1 (1) 2017

«Ура! Да здравствует свобода!»

Митинги, демонстрации, шествия захлестнули города России и в первую очередь столицу – Петроград. Яростная политическая агитация выплеснулась на улицы в виде транспарантов, плакатов, афиш. Революционный восторг захлестнул деятелей культуры – писателей, художников, музыкантов, редакторов газет и журналов, владельцев типографий и издательств.

№9 (9) 2017

«Я сам это видел»: уникальное собрание офортов Франсиско Гойи в Музее современной истории России

Гойя верил в черное и серое, их оттенки, сумерки и свет. Любовь, ненависть, обожание, страх, хула, восхищение, презрение и разрушение, разумеется, ни один художник не мог нарисовать все это, он пытался. (Эренст Хемингуэй)

№4 (14) 2018

Счастлив тот, кто вина не пьет!

с XVIII столетия в России в лубочной картинке – предшественнице современного плаката и популярном средств народной агитации - уже бичевали всевозможных «бражников и пианиц горьких». Лубок XIX-XX вв. объяснял вред пьянства, показывал его последствия для здоровья человека и общества.