По словам известного русского историка В. О. Ключевского, «история России есть история страны, которая колонизуется. Область колонизации в ней расширялась вместе с государственной ее территорией. То падая, то поднимаясь, это вековое движение продолжается до наших дней». И одним из ярких проявлений этого масштабного процесса являлась переселенческая политика российского государства на его окраинах, в частности – на Дальнем Востоке.
Начало законодательного регулирования заселения Дальневосточных областей связано с изданием в марте 1861 г. «Правил для поселения русских и иностранцев в Амурской и Приморской областях Восточной Сибири». Согласно этому документу, на переселение поднимались все желающие за их собственный счет и без помощи со стороны государства. Водворяться на новых местах могли как русские подданные, так и иностранцы при наличии установленных законом свидетельств на право переселения. Земли для обустройства переселенцев предоставлялись за казенный счет, при этом допускалась возможность закрепления участков в частную собственность. В июне 1892 г. в нормативный документ были внесены изменения, затронувшие механизм предоставления льгот переселенцам. Иностранным подданным приобретать земли было запрещено.
Важнейшим фактором, «приблизившим» колонизируемые территории к Европейской части страны, стало строительство в 1892 г. Сибирской железной дороги (Транссиба). Для ее управления был создан специальный Комитет Сибирской железной дороги, членами которого были министры во главе с наследником престола великим князем Николаем Александровичем (будущим императором Николаем II). В сферу компетенции Комитета входила организация правительственной переселенческой политики по всем ее основным направлениям: выделение земельных участков, развитие транспорта, предоставление материальной помощи переселенцам и т. д.
В начале XX в. дальневосточное миграционное законодательство подверглось новой корректировке. Так, начиная с 1901 г. вместо 100-десятинного семейного надела переселенцы получали не более 15 десятин удобной земли на каждую душу мужского пола. Это было связано с тем, что активное железнодорожное строительство облегчило переселение на окраины – и столь широкое наделение землей в качестве поощрения к переселению утратило свое стимулирующее значение. Теперь по закону переселенцы, ранее обосновавшиеся на Дальнем Востоке, стали именоваться старожилами. По данным историка Ю. Н. Осипова, новый порядок наделения землей усилил тенденции к размежеванию наделов среди местного населения. В Приморье и Приамурье были установлены случаи перехода сельских обществ от общинного землепользования к подворному (участковому).
6 июня 1904 г. императором Николаем II были утверждены «Временные правила о добровольном переселении сельских обывателей и мещан-землевладельцев». Однако их реализация тормозилась из-за начавшейся Русско-японской войны 1904–1905 гг. После ее окончания в марте 1906 г. новый закон вступил в силу, отменив почти все ограничения по переселению на Дальний Восток. Обязательным условием по-прежнему оставалось предварительное отправление ходока (представителя будущих переселенцев) на зачисление участка. Таким образом, накануне проведения столыпинских аграрных преобразований на дальневосточной окраине была создана правовая база и определенные условия для хозяйственного обустройства переселенцев.
В конце XIX – начале XX вв. одним из главных вопросов социально-экономической жизни страны был аграрный вопрос. Для его решения правительство предприняло ряд организационных мероприятий. В 1896 г. на базе МВД было создано Переселенческое управление, занимавшееся подготовкой и организацией переселенческого движения в Сибирь и на Дальний Восток. Затем в 1905 г. это структурное подразделение вошло в состав созданного Главного управления землеустройства и земледелия. Позднее изменения затронули и структуру Переселенческого управления, когда в 1907 г. было образовано 12 переселенческих районов Азиатской России, включая Амурский и Приморский. Во главе каждого из них стоял заведующий, в подчинении которого находились межевой, дорожный, гидротехнический, агрономический и другие отделы. Районы разбивались, в свою очередь, на подрайоны, в каждый из которых назначался заведующий водворением, ответственный за обустройство переселенцев. Количество подрайонов не было постоянным. Так, в Амурском районе в 1907 г. насчитывалось 4, а в 1911 г. – уже 6 подрайонов. Как итог, в Азиатской России было создано одно из самых крупных государственных учреждений в стране.
Организуя переселение на окраинные земли, российское правительство ставило перед собой масштабные задачи. Во-первых, решить проблему крестьянского малоземелья в губерниях европейской части страны; во-вторых, ослабить недовольство жителей деревни в районах крупного помещичьего землевладения и, в-третьих, ускорить хозяйственное заселение дальневосточных территорий. Переходя от политики ограничения переселения к его поощрению, власти широко пропагандировали миграционное движение, издавая брошюры, листовки, плакаты с перечислением выгод и установленных льгот переселенцам. На страницах печатных изданий власти предупреждали крестьян, что водворение на новых местах – это дело добровольное и одновременно опасное, поэтому сельские жители должны были быть «хорошо осведомлены со всеми законами, правилами и порядками по ходачеству и переселению».
Большую роль для роста переселенческого движения в Сибирь и на Дальний Восток сыграл указ Николая II от 9 ноября 1906 г., ставший правовой основой столыпинской аграрной реформы. Крестьяне получили право выхода из общины и закрепления надельной земли в личную собственность. Это дало им возможность продать или сдать свои земли в аренду, получив необходимые средства на переселение. Так, например, в годы реформы выходцы из Калужской губернии в основном сдавали землю в аренду, а переселенцы из Черниговской губернии ее продавали.
В 1906–1907 гг. Дальневосточные регионы были признаны властями особыми территориями для поощрения переселения. Здесь переселенцам разрешалось водворяться без предварительного зачисления долей с помощью ходоков (в сибирских регионах действовали нормы предварительного закрепления участков ходоками). Однако значительная миграционная динамика вынудила правительство отказаться от льготных условий водворения переселенцев на Дальний Восток. В результате на эту часть страны распространилось законодательство, действовавшее и в Сибирских регионах, разрешавшее до 1911 г. групповое ходачество, а с 1911 по 1914 гг. – свободное (индивидуальное). Ходокам выдавались особые свидетельства для льготного проезда, и в случае успешного закрепления участков они должны были в течение двух лет водвориться на новых местах.
С 1907 по 1910 гг. в губерниях Европейской России правительством был введен новый порядок учета желающих переселиться в Азиатскую Россию. С этой целью земские начальники на местах проводили учет домохозяйств, уделяя особое внимание тем крестьянам, которые имели документы о зачислении казенных долей или приемные приговоры старожильческих обществ. Для удобства учета переселенцы каждого региона распределялись на три группы: первая – следующие на Дальний Восток, вторая – в Томскую губернию, третья – в другие местности Азиатской России. В качестве примера приведем данные калужского губернатора А. А. Офросимова. В этой губернии в 1908 г. выехать на переселение планировали 348 домохозяев, из них в составе первой группы – 7 домохозяев, второй – 237, третьей – 104. Затем в 1908–1910 гг. в стране был установлен общий план и сроки отправки переселенцев из каждой губернии по особым очередям в зависимости от района, в который они направлялись.
Главными местностями крестьянского выхода были Черниговская, Киевская, Подольская, Могилевская, Полтавская губернии. Передвижение переселенцев осуществлялось с помощью специально для этой цели созданных вагонов IV класса или товарных вагонов-теплушек (упрощенный вариант вагона с деревянными дощатыми стенами и печкой посередине). Предусматривалась также перевозка переселенческого багажа по льготному тарифу. По пути следования были организованы столовые (детям до 10 лет пища отпускалась бесплатно), санитарные посты, информационные пункты с указаниями о количестве оставшихся душевых (казенных) долей в переселенческих районах. В 1907–1915 гг. велось активное строительство Амурской железной дороги, ставшей частью Транссиба. Развитию транспортной инфраструктуры придавал большое значение премьер-министр России П. А. Столыпин, возглавивший в 1909 г. особый Комитет по заселению Дальнего Востока. Кроме перевозки по железной дороге, передвижение переселенцев осуществлялось и водным путем (паромы, баржи, теплоходы).
Основной поток переселенцев, отправлявшихся в Азиатскую Россию, проходил регистрацию в Челябинском пункте путем опроса по специальным карточкам. На основе подсчета этих данных выяснилось, что в период 1906–1914 гг. в Амурскую область направилось свыше 97 тыс. человек, в Приморскую область – более 166 тыс. человек. Однако стоит подчеркнуть, что указанные цифры не могут быть использованы как абсолютные данные, так как сведения челябинской регистрации свидетельствуют только о намерении переселенцев, но фактически они могли водвориться в различных районах Сибири. В эти же годы доля дальневосточных переселенцев от общего количества мигрантов Азиатской России была весьма незначительной – всего 8,8 %. Основная же масса переселенцев направлялась в регионы Сибири – в частности в Томскую, Енисейскую, Акмолинскую губернии.
Почти все дальневосточные крестьяне-новоселы относились к категории семейных, как и в целом в Азиатской России. Такое положение было связано с тем, что объем выделяемых земельных участков напрямую зависел от количества душ мужского пола в переселенческой семье.
Оказавшись на новых местах, переселенцы могли рассчитывать на различные льготы и помощь со стороны государства. Им разрешалось приобретать обратные билеты по низкому тарифу в течение трех лет для решения имущественных вопросов на родине, предоставлялась трехлетняя отсрочка от службы в армии, их хозяйства облагались низким налогом в последующие пять лет. Помимо этого новоселам назначались ссуды на строительство жилья – до 200 руб. на Дальнем Востоке (больше, чем в сибирских регионах) и ссуды на общеполезные надобности, например на проведение осушительных, дорожных работ и т. д. При поддержке правительства во многих дальневосточных местностях были организованы склады сельскохозяйственных орудий, велось строительство школ, больниц, церквей. Проводились землеустроительные работы в переселенческих поселках и старожильческих обществах, выделы на единоличные участки (хутора), оказывалась агрономическая и ветеринарная помощь крестьянским домохозяйствам. Однако, несмотря на очевидные успехи в колонизации Дальнего Востока, некоторые чиновники Переселенческого управления указывали на ряд недостатков: в частности на нехватку средств на финансирование социального обслуживания новоселов.
В Челябинском переселенческом пункте проводилась регистрация и обратных переселенцев. Так, в 1906–1914 гг. Амурскую область покинуло свыше 12 тыс. человек, а Приморскую область – более 23 тыс. человек, то есть почти в 2 раза больше, чем из Приамурья. Однако эти данные не рисуют полной картины, поскольку имеющиеся у исследователей факты свидетельствуют о том, что возвращавшиеся переселенцы по пути следования могли остаться в Сибири и не вернуться на историческую родину. Что же заставляло переселенцев двинуться в обратный путь? Это могли быть природно-климатические условия, недостаточность средств, трудность и дороговизна обустройства, враждебные отношения с соседями и другие причины.
Всего, по приблизительным подсчетам, в период с 1861 по 1905 гг. в Дальневосточные регионы проследовало свыше 135 тыс. человек. С 1906 по 1914 гг. сюда направилось 266 тыс. человек – почти в 2 раза больше, чем за предшествующий период. По данным ряда современных исследователей, за годы столыпинской аграрной реформы на Дальнем Востоке было заселено и введено в сельскохозяйственный оборот более 3 млн десятин ранее не освоенных земель. Это способствовало расширению посевных площадей, росту поголовья скота, специализации отдельных районов на производстве определенных товаров, промысловой деятельности, а в конечном счете и общему повышению уровня материального благосостояния местного крестьянского хозяйства.
Начавшаяся Первая мировая война и вихрь революционных событий 1917 г. затормозили поступательное развитие дальневосточной деревни.