доктор исторических наук
Советское общество традиционно воспринимается как общество дефицита. Именно поэтому наличие торговой рекламы (по В. Далю – «восхвалительного объявления товара») в плановой экономике выглядит парадоксальным. Однако реклама в Советском Союзе была призвана не только воздействовать на спрос, но и способствовать рациональному потреблению, воспитывать вкус советского покупателя.
На протяжении почти полутора веков – с 1719 по 1858 гг. – главным источником сведений о населении России служили ревизии. Их целью являлся учет представителей податных сословий – ревизских душ. После десятой ревизии (1858 г.) информация о количестве подданных Российской империи могла быть получена из Всеподданнейших отчетов губернаторов. Эти документы составлялись на основе донесений полицейских чинов, полученных, в свою очередь, из материалов метрических книг, которые велись приходским духовенством.
В 1950-е гг. в СССР вещи западного производства являлись и индикатором материального достатка, и непременным атрибутом части молодежной субкультуры – стиляг. Отсутствие в продаже многих предметов хорошего качества даже повседневного спроса («дефицит») вынуждало все более широкие слои населения в поиске «фирменных» предметов прибегать к нелегальным способам приобретения.
Массовые внутренние займы у населения являлись в Советском Союзе одним из основных источников пополнения государственного бюджета. Уже к концу 1922 г. был разработан проект выигрышного займа на 100 млн руб. золотом сроком на 10 лет. Но на добровольной основе властям разместить его не удалось. К 1 апреля 1923 г. эти облигации обесценились на 50 % от заявленной стоимости. Тогда впервые был реализован способ принудительной коллективной подписки с вычетом соответствующих сумм из зарплаты рядовых граждан. В ответ на протесты с мест финансовое ведомство разъясняло, что «выдача рабочим облигаций выигрышного займа отнюдь не является методом скрытой конфискации зарплаты. Скорее ее можно назвать принудительным сбережением части зарплаты со страхованием ее от обесценения».