Валерия Горелова

искусствовед

все статьи автора


№3 (3) 2017

Простая атомная история

Картина «Девять дней одного года», вышедшая в прокат в 1962 году, вывела на экран до тех пор закрытую тему. Ее герои и проблематика управляемой термоядерной реакции были волнующе новы и очень современны. Фильм показал своеобразную поэзию науки. Для режиссера Михаила Ромма «Девять дней одного года» стали вторым рождением.

№5 (12) 2016

«Скажи что-нибудь солдат, не молчи!»

Невероятная посмертная слава Михаила Булгакова началась, как известно, с публикации «Мастера и Маргариты» в журнале «Москва» в 1966-67 гг. А в 1970-м советский кинофильм «Бег» открыл парад экранизаций. В СССР он был продолжен картинами по булгаковским пьесам – «Иван Васильевич меняет профессию» (1973 г.) Леонида Гайдая и «Дни Турбиных» (1976 г.) Владимира Басова. Тем временем зарубежный кинематограф налегал в основном на «закатный роман» великого автора: «Мастера и Маргариту» осваивали и поляк Анджей Вайда, и итальянцы с югославами, и даже англичане. На родине также были предприняты неоднократные попытки обессмертить великое произведение в кино – однако славы никто не снискал. А вот продолживший череду экранных прочтений Булгакова фильм Владимира Бортко «Собачье сердце» (1998 г.) заслуженно полюбился зрителям. Но первым и, возможно, самым драматичным и ярким был все-таки «Бег» Александра Алова и Владимира Наумова.

«Карнавальная ночь»: как рождалась легенда отечественного кинематографа

Каждый год 31 декабря мы включаем телевизор и слышим: «Пять минут, пять минут, бой часов раздастся вскоре». На экране ликует «Карнавальная ночь». Нарядная, как праздничный торт, кипучая, как шампанское, полная неувядаемой, льющейся с экрана молодости и счастья, она неизменно повышает градус новогоднего настроения. Но, как известно, шедевры легкого жанра рождаются крайне тяжело. Какие тайны, слезы и труды скрываются за нарядной обложкой? Как должны были сложиться обстоятельства, а может, и звезды, чтобы на экранах засверкала эта комедия?

«ВОЙНА И МИР»: самый масштабный кинопроект ХХ века

Когда Бондарчук приступал к съемкам, Михаил Шолохов шутливо сказал ему: «Этот роман с полу поднять трудно, не то что экранизировать». «Войну и мир» отважно переносили на экран пионеры русского кино Петр Чардынин в 1913-м и Яков Протазанов в 1915 г. Но самый масштабный проект советского кинематографа осуществил именно Бондарчук. На начало съемок в 1961-м это был черноволосый энергичный режиссер, заканчивал картину в 1967-м полностью седовласый, переживший клиническую смерть, мудрый человек.