председатель Всероссийского общества любителей железных дорог
Автор книги «Повседневная жизнь российских железных дорог».
Мало какие сферы деятельности так же сильно и стремительно повлияли на жизнь человечества, как железные дороги. Их повсеместное строительство привело к колоссальному росту торговли, возникновению новых отраслей промышленности, науки и экономики. Но их миссия гораздо шире, чем простые перевозки: железные дороги стали движущей силой развития целых регионов, серьезно повлияли на повседневную жизнь большинства людей от мала до велика.
В прошлом номере мы уже рассказывали о некоторых явлениях, связанных с развитием в России железных дорог. Это и колоссальное значение для становления экономики страны строительства магистралей, и связанная с ним постепенная трансформация пассажирских вагонов, и появление уникальной железнодорожной архитектуры. В этом материале продолжаем делиться фактами из железнодорожной жизни.
Савву Ивановича Мамонтова принято называть великим русским предпринимателем, ему же навечно присвоено звание одного из самых щедрых и влиятельных меценатов России. И все это – правда. Вопрос только в том, что же в его жизни главенствовало? Может, он воспринимал предпринимательство как искусство? Или, наоборот, считал, что вложения в живопись, оперу, театр – это и есть самый надежный - духовный капитал? Как бы то ни было, переоценить значение этого необычайно талантливого человека просто невозможно.
Без железных дорог и самоотверженного труда железнодорожников не была бы одержана победа в Великой Отечественной войне. Достижения железнодорожников стали возможны благодаря грамотным административным и техническим решениям – как руководства, так и линейных служащих, которые в первые же месяцы войны проявили высокую эффективность в работе.
Сегодня Бологое-Полоцкая железнодорожная линия с прилегающей ветвью на Торжок – одна из самых знаменитых мемориальных дорог России. В 2013 г. специальным распоряжением ОАО «РЖД» она объявлена заповедной зоной. Многие элементы дороги включены в перечень объектов культурного наследия России. На станции Куженкино, между Бологим и Осташковом, создан музейно-производственный комплекс «старинная станция».