доктор исторических наук, профессор факультета мировой политики МГУ им. М. В. Ломоносова
Идея единого взаимозависимого мира и свобода выбора государствами внутреннего устройства и международной ориентации, сформулированная руководством СССР в 1985–1988 гг. и получившая название «новое мышление», окончательно стала доминирующей во внешней политике государства во второй период перестройки. 1989 г. можно считать переломным в истории и самой страны, и холодной войны; связь между внутренним развитием СССР и его внешней политикой становилась все более явственной. В это время положение в экономике заметно ухудшилось, потянув за собой обострение социальных, национальных, политических и идеологических проблем. Страна вступала в период кризиса, Союз стремительно слабел. Государство все чаще обращалось в зарубежные банки, но те с 1989 г. соглашались давать деньги лишь под гарантии своих правительств. Это делало кредиты политически мотивированными: их предоставление обуславливалось позицией СССР по важнейшим международным вопросам. За 1989–1991 гг. СССР обращался с просьбами о предоставлении финансовой и экономической помощи к 12 государствам, не считая международных организаций. В этих условиях проведение независимой внешней политики становится все более затруднительным.
В марте 1985 г. страну возглавил М. С. Горбачев, которому предстояло решать беспрецедентные по масштабам и сложности задачи, связанные с поиском новой модели социального развития СССР и выстраивания отношений с внешним миром. Введение принципов «нового мышления» во внешней политике СССР, по сути, привело к изменению всего мирового порядка. В 1989–1991 гг. произошли главные события, связанные с окончанием «новой холодной войны»: «бархатные революции» в странах Восточной Европы, объединение Германии, уход СССР из зоны конфликтов в странах «третьего мира», радикальные сокращения обычных и ядерных вооружений, роспуск Организации Варшавского договора и Совета экономической взаимопомощи.
Приход к власти Горбачева весной 1985 г. ознаменовался курсом на «ускорение социально-экономического развития» СССР. В середине 1986 г. его сменила идея «перестройки». Перестройка подразумевала глубокое преобразование политической, экономической, социальной и культурной сфер. Носящие революционный, но ненасильственный характер преобразования были призваны в полной мере раскрыть потенциал социализма. Ключом изменений должен был стать процесс демократизации общества, понимаемый как вовлечение в преобразования широких слоев активных граждан, слом косной системы управления, создание на ее месте новой и движение вперед уже на этой основе.
Исчезновение СССР вызвало тектонические сдвиги в мировой политике, последствия которых не преодолены и поныне. Результаты начатой в 1985 г. перестройки оказались далеки от ожидаемых и внутри страны: вместо обновления социализма и укрепления международных позиций в 1991 г. люди столкнулись с разрушенной политической системой, экономическим коллапсом и расчлененной территорией государства, которое многие считали общей Родиной. С тех пор не утихают споры о том, можно ли было сохранить СССР. Одни считают, что преображенный Советский Союз мог бы вполне успешно развиваться и дальше. Другие убеждены, что он был обречен уже при самом создании и распад был лишь делом исторического времени.
Когда говорят о перестройке, то чаще всего имеют в виду период 1985–1991 гг., когда страной руководил М. С. Горбачев, однако это не совсем верно: в это время проводились «разные политики», решавшие разные задачи. Не больше ясности и в вопросе о содержании перестройки. Одни связывают ее с попыткой обновления социализма, другие видят в ней реставрацию капитализма. Цель данной статьи – проследить, как и для чего формировалась концепция перестройки, понять, в чем сами авторы видели ее смысл и цели.
Одним из важнейших событий постсоветской российской истории стали президентские выборы 1996 г. В ходе голосования граждане страны подтвердили свой выбор в пользу демократического развития и построения социально ориентированной рыночной экономики. Однако олицетворявший этот курс Б. Н. Ельцин добился победы непросто: ему удалось быть избранным лишь во втором туре (3 июля) и во многом благодаря союзу с генералом А. И. Лебедем, заключенному при помощи Б. А. Березовского. В первом же туре голосования превосходство над главным конкурентом не выглядело убедительно: Ельцин получил лишь 35,28 % голосов против 32,03 % у лидера КПРФ Г. А. Зюганова. Во втором туре, согласно официальным данным, Ельцин получил 53,82 % голосов избирателей, Зюганов – 40,31 %. Победа находившегося у власти российского президента подтвердила взятый в 1991 г. курс на глубокое реформирование общественных отношений, но указывала и на то, что требуется большая работа по их совершенствованию.